Выживание

[Выживание][slideshow]

Москва. Дом русского зарубежья. Картинки с выставки Мстислава Добужинского

В сентябре этого 2021 года побывала на выставке Мстислава Добужинского - известного художника-пейзажиста начала 20 века, который увлекался графикой, иллюстрацией, писал декорации к театральным спектаклям, был членом творческого общества "Мир искусства", был критиком и даже написал воспоминания о своей интересной жизни до революции, во время революции и после революции. А еще он был просто интересным человеком, судя по тому, как его вспоминают его современники.

Выставка проходила в Доме русского зарубежья, что на Таганке. Решила поделиться увиденным ( не каждый может выбраться в столицу). У меня получилось.

Итак, идем смотреть картинки с выставки и знакомиться с интересным человеком и художником Мстиславом Добужинским.

Дом русского зарубежья - интересная площадка, на которой периодически бываем, слушаем музыку, смотрим выставки. Программа сентября была очень широка: это и вечер, посвященный 125-летию Эльзы Триоле - автора 30 романов, участницы Сопротивления, сестры Лили Брик и жены Луи Арагона, международная конференция по философскому наследию Сергея Булгакова и много других разных мероприятий.

Из всех интересностей выбрали выставку "Странник".

 0  0

 0  0

 0  0

Немного биографии.

Мстислав Валерианович Мстиславский родился в 1875 году в Новгороде. С 1895 года учился на юридическом факультете Петербургского университета и занимался живописью. По окончании учебы уехал в Мюнхен и 2 года занимался в художественных студиях, где и познакомился с Игорем Грабарем. По возвращении вошел в круг художников "Мир искусства".

Творчество его многообразно: он писал акварелью, маслом, тушью, пастелью и даже чернилами.

Революцию и Гражданскую войну художник встретил в Петрограде.

"С революцией 1917 года Петербург кончился. На моих глазах город умирал смертью необычной красоты и я постарался посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик" - так он написал о том времени в своих воспоминаниях. Кстати, эти "Воспоминания" были выпущены в серии "Литературные памятники" в 1997 году. Видела эту книгу в то далекое уже время в магазине "Академкнига", но стоял выбор что купить Александра Бенуа или Мстислава Добужинского. Выбрала огромный том Александра Бенуа, который периодически беру в руки и перечитываю об этой большой и талантливой семье Бенуа, в которой были художники и архитекторы. А воспоминания Добужинского о том далеком уже времени нашла на просторах Ин-та и начала читать.

В 1924 году Добужинский эмигрировал в Литву, которую можно увидеть в его картинах.

 0  0

"Постоялый дом в Клайпеде" входит в цикл "Старая Литва", который был одним из любимых художником. Добужинский создает образы городов, одним из которых был Вильнюс.

Потом была Латвия и США, где художник писал абстракции ( они есть на выставке, но мне не понравились).

Там же он занимался историей театральной живописи. Его костюмы к спектаклю "Ревизор" считаются лучшими.

 0  0

 0  0

На выставке можно было увидеть отрывки из спектакля, где ревизора играет совсем молодой Олег Басилашвили, послушать Владимира Вейдле ( литературоведа и историка культуры русской эмиграции) и узнать много интересного.

 0  0

 0  0

Выставка интересна своим многообразием: здесь можно проследить всю жизнь художника - путешественник, изгнанник, эмигрант. Поэтому выставка и названа "Странник".

Таким художник увидел Неаполь. У него он черно-белый ( писал тушью и белилами) и, конечно, не совпадает с нашим видением этого солнечного города ( когда-то давно побывала в этом городе , постояла на берегу Неаполитанского залива и у меня сложилось свое впечатление об этом месте). Непарадный городской пейзаж, которым художник показывает внутреннюю жизнь города.

Таким у него выглядит и Петербург, будни которого нашли отражение в его черно-белых картинах.


 0  0

В Италии он бывал много раз: Флоренция, Сиена, Сан-Джиминиано, Рим, Неаполь - таковы были пути Добужинского в Италии. Кстати, из всех городов не была только в Сан-Джиминиано. Нашла цитату из воспоминаний художника, так он описывает этот городок: " Мы проходим через весь маленький городок; за воротами S. Jacopo открывается широкий, как море, простор холмов, исчерченных виноградниками. Там над обрывом, у кривого оливкового деревца с маленькими зелеными плодами, я долго стою, рисуя ряды городских стен и кучу башен над ними. Потом сходим вниз, проходим мимо Fonti, где женщины со звонкими голосами стирают белье и сушат его на траве, обходим вокруг города и вступаем в него опять через другие ворота". Вот так художественно пишет Мстислав Валерианович.

Это уже акварельная Швейцария.

 0  0

Картина называется "Крепостная башня в Люцерне", написана в 1952 году с использованием акварели, туши и угля.

"Терраса Бельвю в Медоне" - это уже образ Франции.

 0  0

"Мостик на канале Сан-Мартин" в Париже, написанный написанный тушью и гуашью на голубой бумаге.

 0  0

В научных чтениях о художнике прочитала, что художник основательно узнал эту страну, полюбил его жителей, восхищался Парижем и до совершенства довел знание французского языка.

"Благодаря Франции и ее культуре, в Добужинском сформировался "европеизм" как одна из составляющих граней космополитизма" - так пишут специалисты.

Изучены его даты пребывания в Париже - их очень много, почти ежегодно.

"Церковь в Лондоне написала была в 1937 году. Художник не так часто бывал в этом городе, но лондонские впечатления стали одним из источников вдохновения для создания его графической серии "Городские сны".

 0  0

И, конечно же, Добужинский был художником Петербурга, который, судя по по воспоминаниям очень любил: " Я пристально вглядывался в графичные черты Петербурга, всматривался в кладку кирпичей голых, неоштукатуренных стен и в этот их «ковровый» узор, который сам собою образуется в неровности и пятнах штукатурки, изучил и мог на память рисовать тяжелые перила Екатерининского канала и ажурные — Фонтанки, квазиготическое кружево перил реки Мойки и узоры других чугунных решеток на набережных. И эти именно решетки, как и античные маски на замках окон и ворот ампирных зданий (сколько их и каких очаровательных было на улицах моего Измайловского полка), и замысловатые желтые консоли, и поддерживающие навесы подъездов — больше всего, мне казалось, таили в себе поэзию петербургской старины".

А еще с выставки можно было отправить открыточку родным и близким. И вот почему? Добужинский писал также поздравительные открытки к Рождеству и Пасхе и просто по случаю.

 0  0

 0  0

 0  0

Копии открыточек Добужинского можно было опустить в почтовый ящик в уютном выставочном пространстве, оформленном по эскизам художника, что и было сделано. Из Москвы до Серпухова шли 2 недели.

 0  0

 0  0

Не все понравилось, но смотреть портреты городов, в которые сейчас не так просто попасть, было интересно.

Выставка художника, вышедшего из самой сердцевины Серебряного века, закончилась, но остались неизгладимые впечатления о талантливом и разноплановом художнике.

#выживание #туризм #активный отдых #лес #природа #приключения #дикая природа #поход #охота #огонь #отдых #рыбалка #палатка #выживание влесу #отдых на природе

Комментариев нет:

Снаряжение и экипировка

[Снаряжение и экипировка][stack]

Россия

[Россия][grids]

Авиация

[Авиация][btop]