Выживание

[Выживание][slideshow]

Барражирующий боеприпас для ВСУ ST-35 Silent Thunder

 Барражирующий боеприпас для ВСУ ST-35 Silent Thunder

Барражирующий боеприпас ST-35 в стартовой конфигурации. Фото Factmil.com



В последние годы украинская армия и военная промышленность делали упор на развитие беспилотной авиации и связанных с нею технологий. Предпринимались попытки разработки различных систем такого класса с теми или иными особенностями. К примеру, несколько лет назад на выставках начал демонстрироваться барражирующий боеприпас ST-35. Его разработали с использованием иностранных идей и необычных, но интересных решений.

Экспонат для выставок


Барражирующий боеприпас (ББ) ST-35, также получивший названия «Грiм», Silent Thunder и «Тихий гром», разрабатывался в инициативном порядке украинской компанией «Атлон-Авиа». Впервые об этом проекте рассказали в 2019 г., причем к этому времени компания-разработчик успела выполнить часть необходимых работ и изготовить макет техники для демонстрации на выставке. В дальнейшем ST-35 неоднократно показывали на украинских и зарубежных мероприятиях.

В 2019-20 гг. ББ нового типа прошел заводские испытания. Как утверждается, он подтвердил расчетные характеристики и оправдал ожидания. В частности, хорошо показал себя необычный способ старта и обеспечения работы. Демонстрировалась возможность полета под управлением оператора и по заранее заложенному маршруту, а также ряд других режимов и функций.

Параллельно с испытаниями ББ / БПЛА шел процесс развития вспомогательных наземных средств. Так, в 2020 г. показали концепт самоходной машины-носителя барражирующих боеприпасов. За счет специфического способа запуска удалось обойтись без сложных агрегатов и конструкций. Впрочем, насколько известно, до реализации «в металле» и до применения хотя бы на полигоне такие идеи не дошли.

Во время выставок изделие ST-35 привлекало внимание и получало высокие оценки от украинских специалистов и комментаторов. Ожидалось, что оно заинтересует военное ведомство, пойдет в серию и поступит на вооружение. Однако, по всей видимости, этого не произошло.


Сопряжение ББ и гексакоптера. Фото Defence-ua.com

Достоверные сведения о наличии заказов на ББ «Грiм» и появление таких изделий в распоряжении украинских вооруженных формирований до сих пор не поступали. Так же отсутствуют данные о применении этих изделий в зоне боевых действий. Впрочем, нельзя исключать, что производство таких БПЛА велось, но имело малые объемы, из-за которых они не оставили заметного следа.

Беспилотный комплекс


С технической точки зрения, ST-35 Silent Thunder представляет собой беспилотный авиационный комплекс разведывательно-ударного назначения. Его основным элементом является БПЛА с оптикой и боевой частью, способный добраться до заданного района, найти цель и поразить ее прямым попаданием. В этом отношении ST-35 не отличается от других современных ББ. В то же время, в этом комплексе использована любопытная идея, направленная на повышение некоторых эксплуатационных и боевых характеристик.

Комплекс «Тихий гром» отличается необычным составом. В него входит собственно ББ характерного облика, гексакоптер с функцией пусковой установки, опорное устройство, пульты управления, контейнеры для транспортировки и т.д. В переносной версии комплекс разделяется на три ранца-вьюка массой ок. 15 кг для транспортировки силами расчета или перевозки любым транспортом. Самоходный вариант комплекса может перевозить большое количество ББ и несколько вспомогательных БПЛА.

Барражирующий боеприпас ST-35 внешне и по конструкции похож на изделия Hero израильской компании UVision и на российский «Ланцет». По всей видимости, они были «источником вдохновения» при разработке. Аппарат имеет удлиненный фюзеляж малого сечения, к которому присоединены два набора Х-образных плоскостей – пара крыльев и пара стабилизаторов. БПЛА перевозится в разобранном виде и собирается непосредственно перед пуском. Внутри фюзеляжа последовательно размещены оптико-электронная станция, аппаратура управления связи, боевая часть и двигательная установка с аккумуляторами.

Бортовые системы БПЛА обеспечивают полет по командам оператора или самостоятельное выполнение заложенной программы. Сообщалось об использовании инерциальной навигации, сокращающей уязвимость для средств РЭБ. В полете ST-35 поддерживает связь с пультом оператора и передает на него видеосигнал с носовой камеры и другую информацию.


Оптические средства ББ. Фото Defence-ua.com

Двигательная установка – полностью электрическая. При помощи электромотора с толкающим винтом ББ развивает скорость не более 120-130 км/ч. Зарядки аккумулятора хватает на 60 мин. полета. Дальность действия – до 30-40 км. На взлет и выход в район цели БПЛА тратит ок. 15 мин., после чего может осуществлять патрулирование и искать цель.

При взлетной массе до 10 кг, ST-35 несет боевую часть массой 3,5 кг. Компания-разработчик упоминала возможность установки осколочно-фугасного, термобарического или кумулятивного заряда.

В состав комплекса также входит беспилотник-гексакоптер. Его характерной особенностью является корпус с круглым отверстием в середине и механизмы для стыковки с ББ. На борту коптера имеются приборы управления и ретранслятор радиосигнала.

Принцип работы


Разработчики ST-35 предложили любопытный вариант стартовой системы, позволяющей запускать БПЛА с места и без поиска крупной площадки. Так, при развертывании комплекса, на позиции или внутри машины-носителя размещается пусковая опора простейшей конструкции. На нее вертикально ставится барражирующий боеприпас. На его носовую часть буквально надевается гексакоптер и приводятся в действие замки. В таком виде комплекс готов к применению.

По команде оператора, гексакоптер поднимается в воздух вместе с ББ. На высоте 500 м боеприпас предлагается сбрасывать, после чего он должен стабилизироваться и переходить в горизонтальный управляемый полет. После сброса ББ отправляется в район цели, а коптер поднимается на высоту ок. 1 км и зависает, обеспечивая ретрансляцию радиосигналов.


Компоновка самоходной версии ST-35. Графика "Атлон-Авиа"

В остальном применение ST-35 видится таким же, как и в случае с другими современными барражирующими боеприпасами. После попадания в цель или промаха коптер-носитель и ретранслятор должен возвращаться на землю и обеспечивать взлет следующего ББ, вплоть до выработки аккумулятора или израсходования имеющегося боекомплекта.

Преимущества и недостатки


Нетрудно заметить, что украинский барражирующий боеприпас ST-35 / Silent Thunder / «Грiм» максимально похож на ряд других современных систем такого класса и имеет близкие характеристики. Единственное заметное отличие заключается в особой системе старта, которая, как предполагалось, должна была дать ему некоторые преимущества.

В целом идея запуска ББ самолетного типа при помощи специального беспилотника-вертолета представляет интерес. Она позволяет отказаться от громоздкой пусковой катапульты и сокращает требования к стартовой позиции. Кроме того, наличие радиостанции-ретранслятора на борту БПЛА должно повысить надежность связи и комплекса в целом.

Впрочем, замена катапульты коптером серьезно усложняет комплекс и увеличивает его стоимость. Кроме того, практика и большой опыт применения современных ББ показывают, что пусковая установка в виде длинной балки, при всех своих недостатках, в целом не затрудняет эксплуатацию техники.

ST-35 имеет летно-технические характеристики и боевые возможности на уровне некоторых других современных БПЛА, и о превосходстве над такой техникой говорить не приходится. При этом «Тихий гром» получил все характерные недостатки таких БПЛА, причем некоторые из них проявляются более ярко.


Демонстрация комплекса потенциальному заказчику. Фото "Атлон-Авиа"

Прежде всего, слабым местом комплекса являются радиоканалы, по которым передаются видеосигнал и команды. Они могут быть выявлены и подавлены системами РЭБ, после чего эффективность ST-35, как минимум, резко упадет. При этом в комплексе «Гром» радиосвязь осуществляется через беспилотник-ретранслятор, что может повышать уязвимость для помех.

Нет оснований считать, что боеприпас из состава ST-35 является сложной целью для современных систем ПВО. В ходе атаки ему придется входить в зону поражения зенитных средств, и прорыв к цели не гарантируется. В относительной безопасности остается только гексакоптер, однако сам по себе он не решит боевую задачу.

Без реальных перспектив


Похоже, что комплекс ST-35 не смог заинтересовать украинское командование, и потому не поступил на вооружение либо не производился большой серией. Позже, в начале 2022 г., киевский режим захотел получить барражирующие боеприпасы, но заполнять эту нишу пришлось за счет иностранных образцов. Впрочем, и зарубежная помощь в значительных масштабах не помогла украинским формированиям.

Таким образом, проект ST-35 показывает, что объединение отработанных решений и новых идей далеко не всегда дает желаемый результат. К базовой концепции должны прилагаться характеристики требуемого уровня и производственные мощности. В противном случае любой проект не имеет реальных перспектив.

Комментариев нет:

Снаряжение и экипировка

[Снаряжение и экипировка][stack]

Россия

[Россия][grids]

Авиация

[Авиация][btop]