Зачем украинцы распиливают кассетные снаряды и достают их содержимое для снаряжения дронов
Гражданские беспилотные летательные аппараты, массово применяемые в зоне спецоперации в качестве боевых, стали носителями совершенно разного вооружения, начиная от самодельных бомб и обычных гранат, заканчивая выстрелами для РПГ-7 и даже противотанковыми авиабомбами времён Великой Отечественной войны.
Но, кажется, украинцы решили проявить в этом деле новые чудеса изобретательности, пуская под нож так долго выпрашиваемые ими американские кассетные снаряды М483А1 калибра 155-мм, чтобы выпотрошить из них кумулятивно-осколочные суббоеприпасы для оснащения дронов.
В распил хотели пустить и авиабомбы
В июле этого года Украина отчиталась о прибытии первых партий американских кассетных снарядов калибра 155-мм. Будучи запрещёнными во многих странах мира из-за большой опасности для мирного населения, эти артиллерийские «чемоданы», несущие в себе смертоносный груз в виде нескольких десятков малоразмерных кумулятивно-осколочных взрывных устройств, с подачи Киева уже успели стать очередным «супер-оружием» для победы над Россией. Однако не все из них разошлись по боекомплектам артиллерии.
Так, несколько дней назад в запрещённой и всячески порицаемой социальной сети «Твиттер» были опубликованы видеоролики, на которых запечатлены украинские военные подразделения «Ахиллес» 92-й механизированной бригады, распиливающие с помощью обыкновенной болгарки кассетный снаряд М483А1. На кадрах видно, как бойцы, отпилив головную часть, достают его содержимое в виде кумулятивно-осколочных суббоеприпасов и затем устанавливают их в устройство для вертикального сброса на квадрокоптере.
Коллаж thedrive.com
Пока трудно сказать, носит это явление массовый характер или дело ограничивается лишь разовыми акциями, но прецедент нецелевого использования дефицитного военного имущества с первого взгляда кажется весьма неоднозначным. По крайней мере, если вспомнить, с каким отчаянием и надеждой киевские представители выпрашивали эти боеприпасы при отсутствии единства мнений среди западных военных чинов, то аутопсия углошлифовальной машинкой как-то не вяжется с их ценностью.
Впрочем, ничего удивительного тут нет. Более того, именно такой вариант развития событий, когда некоторая часть «кассетников» уйдёт на нужды беспилотной авиации нашего противника, рассматривался некоторыми экспертами в качестве возможного ещё до их доставки на территорию Украины. Но дело не в сомнениях по поводу эффективности или боязни применения условно неконвенционального оружия.
Ещё в начале 2023 года появлялись сообщения о том, что украинские чиновники высшего ранга ведут переговоры с заморскими коллегами о возможности приобретения довольно старых кассетных авиационных бомб Mk 20 Rockeye II, каждая из которых содержит в себе 247 суббоеприпасов кумулятивно-осколочного типа для поражения бронированной техники и живой силы. И, как можно догадаться, нужны были эти бомбы ВСУ совсем не для того, чтобы сбрасывать с самолётов – это вообще невозможно в нынешних реалиях, потому что применять такие изделия нужно практически над позициями неприятеля, рискуя быть сбитым.
Их хотели отправить на распил, чтобы вынуть поражающие элементы и снарядить ими беспилотники. Но, поскольку Mk 20 польско-украинскую границу так и не пересекли, гаубичные М483А1 оказались единственным доступным вариантом вооружения подобного типа, над которым можно ставить такие эксперименты.
Зачем они это делают?
Для того, чтобы объяснить заинтересованность украинских военных в таком необычном применении снарядов, достаточно посмотреть на специфику использования гражданских беспилотников, которые ещё с самого начала специальной операции стали массовым оружием в руках обеих сторон.
Дело в том, что на данный момент существует два основных типа таких БПЛА.
Первый – FPV-дроны. Сейчас они поставляются не только в виде готовых заводских решений, но и в качестве конструктора, из которого можно собрать «жужжалку» требуемых параметров. Поэтому, благодаря высоким характеристикам грузоподъёмности, маневренности и особенности систем управления, эти штуковины могут утащить и всадить даже в маневрирующую цель разнообразные снаряды – от самоделок до штатных выстрелов для противотанковых гранатомётов. Что, в общем-то, и определило их роль в качестве дронов-камикадзе.
Российский FPV-дрон «Упырь»
Второй – обычные квадрокоптеры в стиле известного Mavic и его собратьев. В отличие от FPV, эти беспилотники уже не используются для одноразовых «самоубийственных» атак. Стандартное для них боевое оборудование – это системы для вертикального сброса взрывных устройств, что серьёзно ограничивает номенклатуру их боекомплекта, который в основном (не полностью, конечно) представлен осколочными боеприпасами.
Широко используемый в СВО квадрокоптер Mavic 3
Против пехоты, включая укрытую в окопах, они действуют крайне эффективно, однако бронетехника в большинстве случаев им не по зубам – разве что в открытые люки умудриться попасть, но как само наличие открытых люков, так и удачное попадание в них совсем не гарантировано. Поэтому попытки украинцев придать большую универсальность данным дронам предпринимаются постоянно. В ход идут даже американские 40-мм кумулятивно-осколочные гранаты М433, прошедшие соответствующую доработку для сброса и детонации при малых ударных скоростях свободного падения.
Кассетные снаряды М483А1 в этом плане могут быть очень удобным «донором».
Поставленные на вооружение армии США ещё в середине семидесятых годов прошлого столетия, они являются типичными представителями кассетных снарядов старого поколения с весьма простым исполнением.
Конструктивно М483А1 состоит из взрывателя с механически регулируемой временной задержкой и вышибного заряда, расположенных в головной части. За ними, через стальную диафрагму, находятся 88 суббоеприпасов – 64 М42 и 24 М46, уложенных «стопками» в восьми продольных секциях и «закупоренных» в хвостовой части срезаемым дном.
В соответствии с выбранной расчётом арторудия задержкой, на заданном участке траектории взрыватель инициирует подрыв заряда, вышибающий содержимое снаряда через срезаемое дно с последующим рассеиванием по большой площади.
Действие кассетного снаряда слева, обычного осколочно-фугасного – посередине, осколочного снаряда с воздушным подрывом – справа
Несмотря на разный индекс, М42 и М46 отличаются исключительно тем, что последние имеют чуть более толстые стенки и помещаются в хвостовую часть снаряда, где динамические нагрузки особенно значительны. В остальном и тот и другой – двойного назначения. В основе обоих боеприпасов кумулятивный заряд, способный пробить около 70 мм стальной брони для поражения бронетанковой техники в крышу, а также металлический корпус, дробящийся при взрыве на осколки, опасные для пехоты.
Никаких умных систем самонаведения – куда упал, там и сдетонировал. Взрыватель ударный, чувствительность которого настроена на скорость свободного падения, поэтому запредельной силы удара не требуется. А главное, что в М42/М46 используется поворотный предохранитель, к которому прикреплена нейлоновая лента, служащая одновременно стабилизатором поражающего элемента в полёте – раскручиваясь за счёт сопротивления воздуха, она переводит взрыватель в боевое положение.
Практически никакой доработки для помещения на беспилотники эти суббоеприпасы не требуют: достаточно несколько раз провернуть предохранитель до приведения в боевое состояние и можно крепить на подвеску «коптера». И, говоря в целом, они в какой-то мере действительно придают универсальность беспилотникам, обеспечивая возможность работы как по живой силе, так и по боевой технике, не прикрытой «козырьками» и динамической защитой на крыше. Заброневой эффект у них, правда, сравнительно небольшой, но легкобронированным машинам может достаться сильно.
Крепление М42/46 на квадрокоптер
Тем не менее есть несколько нюансов.
Во-первых, столь халатное обращение с кассетными снарядами может закончиться весьма печально. Даже при полном соблюдении всех правил они в общем-то не являются полностью безопасными, о чём говорят и американские военные. Так что пиление «болгаркой» с замером расстояния между вышибным зарядом и начинкой «на глаз» чревато большим фейерверком с цинковыми ящиками после него.
Во-вторых, более 10 % суббоеприпасов этого типа вообще не детонируют при падении на землю или бронецели и при отсутствии механизма самоликвидации могут лежать долгие годы. Именно эта особенность, присущая всем «кассетникам» и угрожающая мирному населению, привела к подписанию конвенции об их запрете во многих странах мира. Если же говорить об американских изделиях, переданных Украине и имеющих солидный возраст, то процент несработок может быть значительно выше и скажется уже на самом применении поражающих элементов в качестве оружия для БПЛА.
Однако, если опустить эти обстоятельства, то обнажается более острая проблема.
Ранее мы не зря отметили, что пока не очень-то и ясно, в каких масштабах производится этот нецелевой распил кассетных снарядов. Всё-таки подобные боеприпасы являются дефицитным товаром и, несмотря на гигантский суточный настрел артиллерии, хотя бы формальной подотчётности подлежат в любом случае. Поэтому наиболее вероятно, что подразделения, работающие с БПЛА, если и будут получать «кассетники», то в минимальном количестве в виде условно- или на самом деле списанных за негодностью к прямому применению экземпляров.
Комментариев нет: