Путешествие в русский балет и о "Русских сезонах" в Париже
Путешествия - это не только поездки в дальние страны, не только купание в морях и океанах, не только осмотр достопримечательностей в разных городах, но и путешествия в искусство, на выставку, тем более, что больших затрат поход на выставку почти не содержит: билет на выставку , после выставки кофеек в музейном кафе с круассаном ( или ватрушкой, кто что выберет) и небольшие сувенирчики из музейной лавки.
"Генеральная репетиция" - это выставка в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве, посвященная Сергею Дягилеву, который организовал "Русские сезоны" и русскому балету рукоплескал весь Париж.
В Новой Третьяковке бываю не очень часто, только на тех выставках, которые привлекают внимание. Для справки напишу как можно добраться: обычно выхожу на станции метро Октябрьская и иду мимо Парка культуры имени Горького.
Обратно иду через Крымский мост к станции метро Парк Горького и , если есть время и желание, захожу посмотреть вернисаж на набережной.
В планах эта выставка была давно, но все как-то не складывалось и получилось посмотреть только в последние дни. Кто-то скажет, что это на любителя. Но неужели неинтересно кому рукоплескал весь Париж и узнать имена, которые известны не только балетному миру? Поэтому решила поделиться, тем более, что в организации балетов русской труппы принимали участие не только знаменитые балетмейстеры и танцовщики, но и известные художники-авангардисты Наталия Гончарова и Михаил Ларионов ( интересная и яркая супружеская пара, которая не менее ярко оформляла декорации и костюмы к русским балетам).
Итак, идем в путешествие по выставке.
Выставка состоит из многочисленных залов, каждый из которых посвящен одному или нескольким балетам. Это множество фотографий, эскизов декораций и костюмов ( кстати, в этом принимали участие Николай Рерих и Анри Матисс) и сами уникальные костюмы начала 20 века.
Выставку предваряет раритет - пуанты балерины Тамары Карсавиной, в которых она танцевала Коломбину. Эти необычные черные пуанты для неё были изготовлены к новому балету "Карнавал", их придумал Лев Бакст и собственноручно покрасил .
До сих пор ведутся споры кто же первый встал на пуанты. Не буду углубляться в подробности, напишу одну точку зрения Юрия Бахрушина, который считал, что позы на пуантах ввел французский хореограф Шарль Дидло. Между прочим, о Дидло Евгений Онегин говорит словами А.С.Пушкина: "Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел".
Французские афиши балетов, огромный шкаф книг о балете на русском и французских языках и, конечно же, фотографии труппы русского балета - все это сохранилось благодаря многим любителям балета и коллекционерам.
Первой русской балериной, вставшей на пуанты стала Авдотья Истомина, которую также увековечил Пушкин А.С. в "Евгении Онегине" и которая училась у Дидло.
Выставка посвящена Сергею Павловичу Дягилеву, которому в прошедшем 2022 году исполнилось 150 лет.
Хочется подробнее узнать об этом талантливом человеке: импресарио, критике, организаторе выставок и балетов, авторе книг и статей.
А мы продолжаем знакомиться с балетами. Да, да, видеозаписи отрывков из них можно посмотреть ( в каждом зале).
В следующем зале это балет "Весна священная": необычный балет необычен во всем: сложная музыка Игоря Стравинского, хореография с резкими движениями Вацлава Нижинского и с костюмами по эскизам Николая Рериха, которые были простого покроя и скрывали тело танцовщиков.
Костюм из "Весны священной" сохранился с 1913 года, его приобрела Третьяковская галерея.
А на фотографии- балерина Любовь Соколова в роли Избранницы ( девушки, выбранной в качестве жертвы) из того же балета.
Балет имеет подзаголовок "Картины языческой Руси".
Многие оригинальные костюмы персонажей «Весны священной», как и их эскизы, были распроданы на аукционе Сотсби и попали в частные коллекции.
Балет "Русские сказки" состоял из трех миниатюр "Баба-Яга", "Царевна Лебедь" и "Кикимора". Музыку написал Анатолий Лядов, оформили спектакль Михаил Ларионов и Наталия Гончарова.
Царевну Лебедь танцевала Любовь Чернышева, легенда русского балета. Внешность - просто красотка ( сохранилось много ее фотографий).Родилась в 1890 году в Петербурге и в 1908 году была принята в Мариинский театр. С 1911 года участвовала в "Русских сезонах" у Дягилева.
После смерти Сергея Дягилева в 1929 году танцевала в Русском балете Монте-Карло. С 1938 года преподавала, умерла в 1976 году в Ричмонде (Великобритания). О ней написано очень мало и одна из книг "Балет Дягилева" написана ее мужем и партнером по танцу Сергеем Григорьевым ( взяла себе на заметку, может кто-то еще захочет прочитать о русском балете, который и сейчас по словам Юрия Визбора из его же песни "А также в области балета мы впереди планеты всей").
Из "Русских сказок" захотелось показать эскиз костюма Кикиморы Михаила Ларионова. Всего три цвета, но образ Кикиморы с зеленым страшным лицом заставил остановиться. А из аудиогида, с которым ходила по выставке, узнала, что Кикиморы - это умершие некрещеные младенцы.
Так выглядели две Снегурочки: Тамара Карсавина и Вера Немчинова из балета "Полуночное солнце". Название и либретто придумал художник Михаил Ларионов, музыка Николая Римского-Корсакова. Тема: языческий праздник проводов Зимы и приветствия Ярилы-Солнца.
По эскизам Ларионова можно представить какой это был яркий спектакль.
Пропущу несколько балетов, напишу об одном из известных восточных балетов - это "Шахеразада" ( музыка Н.Римского-Корсакова, хореография Михаила Фокина,оформление Льва Бакста, либретто Александра Бенуа, занавес написал Валентин Серов). Целая плеяда звезд первой величины. Премьера состоялась в 1910 году на сцене Парижской оперы.
Тамара Карсавина танцевала Зобеиду, любимую жену персидского султана, которая изменила ему с рабом.
Сейчас балет называют "Шахерезада" и он идет на многих сценах страны.
Можно было бы продолжить, на боюсь надоесть. Действительно, выставка на любителей балета и любителей познавать новое.
Очень понравились яркие эскизы костюмов к другим балетам, выполненные Наталией Гончаровой.
И даже выполненные графитным карандашом к балету "Литургия" они заставляли остановиться и долго всматриваться в черные линии. Сам балет - это отдельная песня, он необычен, как и многие другие проекты Сергея Дягилева, который привлекал к постановкам ведущие творческие силы как в хореографии, так и в музыке и в живописи. Поэтому их и помнят спустя век.
Закончить небольшой экскурс хочу фотографией раритетных костюмов, недавно приобретенных Третьяковской галереей, а также фотографией репетиционного зала.
Последний зал так и называется "Репетиция".
Всем, кто прочитал, большое спасибо. Путешествие в мир балета закончилось.
Комментариев нет: