Абрамцево. Вдохновитель шедевров. - Московская область (Россия)
После посещения усадьбы Тютчева в Мураново, о которой будет мой следующий рассказ, мы прибыли в усадьбу Абрамцево, расстояние между которыми всего 35 км. по трассе.
Проезжая по улицам города Хотьково, ты уже ощущаешь, что приближаешься к художественной культуре. Вдоль дороги расставлены стойки с репродукциями известных картин, написанными в этой местности.
В усадьбу можно добраться не только с экскурсией, но и на электричке, а лучше на своем автомобиле, и лучше летом. Это всего лишь 76 км. от Москвы по трассе.
Я, не имея автомобиля, и имея желание убить двух зайцев - посмотреть сразу две усадьбы, Мураново и Абрамцево, выбрала экскурсию, мотивируя тем, что осенью холодно и слякотно, долго гулять не захочется.
А вот летом, лучше на каждую усадьбу уделить целый день.
Осенью природа, конечно, имеет свои краски, но октябрь стал совсем не тем моим любимым осенним месяцем, когда в середине месяца уже пощипывает морозец и еще много солнца. Мы попали в бесконечный дождь и холод.
Несмотря на то, что на мне был надет дождевик, зонт все равно пришлось открывать, что доставило много неудобств с фотографированием, и грязи помесили достаточно.
Скажу сразу, что территория усадьбы Абрамцево мне понравилась больше, чем в Мураново, а вот дом наоборот.
И все-таки, сначала немного истории.
Первые упоминания об Абрамцеве относятся к 16 в. «Обрамково».
В начале 18 в. Абрамково, так теперь называлось поместье, стало владением Ф.И. Головина – представителя старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I.
После него сменилось еще много владельцев усадьбы, дом несколько раз перестраивался, а свою известность усадьба получила с середины 19 века, когда ее владельцем стал писатель Аксаков, а затем, меценат Савва Мамонтов.
Сергей Тимофеевич Аксаков представитель старинного, но не богатого дворянского рода. Родился в Уфе, учился в Казани, служил в Санкт-Петербурге, где и сблизился с будущими участниками литературного общества «Беседа любителей русского слова» - с поэтом Деражвиным, писателем и гос. деятелем Шишковым и др.
Затем переехал в Москву, где снова вел службу, и после смерти отца, получив наследство, купил подмосковную усадьбу Абрамцево.
Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты.
«Прекрасный мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно», – писал он сыну Ивану в начале 1844 г.
В Абрамцеве Аксаков сложился как писатель и создал свои лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», автобиографические повести «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек».
При Аксакове Абрамцево посещали Гоголь, который подолгу жил в специально отведённой для него комнате в мезонине и здесь он зачитывал второй том романа «Мертвые души», который писал в Абрамцево, но потом сжег его, Тургенев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя.
После смерти С. Т. Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцево опустело, а в 1870 г. усадьба была продана С. И. Мамонтову.
Савва Иванович Мамонтов выходец из старинной купеческой семьи, родился в г. Ялуторовск Тобольской губернии.
Его отец, Иван Федорович Мамонтов, основал акционерное общество, проложившее Московско-Ярославскую железную дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку.
Около 1850 г. семья Мамонтовых поселилась в Москве. Савва Мамонтов учился в московской гимназии, Петербургском горном институте и в Московском университете, который не закончил.
И. Ф. Мамонтов, желая приобщить сына к семейному делу, отправил его на стажировку в Баку, а затем ввел в правление Московско-Ярославской железной дороги.
После смерти отца Савва Мамонтов, унаследовав часть его состояния, стал директором, а затем председателем правления преобразованного АО Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Приобретя у дочери Аксакова усадьбу Абрамцево, Мамонтовы взялись за ее обустройство, т.к. в обветшавшей усадьбе все строения требовали ремонта.
Стремясь улучшить положение местных крестьян, супруга Мамонтова Елизавета Григорьевна, также происходившая из старинной купеческой семьи, владевшей ткацкими фабриками, организовала первые в округе больницу и школу.
При школе была открыта столярная мастерская с целью предотвратить уход сельской молодежи на заработки в город. Эти постройки получили название «Культурный поселок», которые, к сожалению, не сохранились до наших дней, как и многие другие постройки.
Эта Художественная мастерская была построена в 1873 году по проекту архитектора В.А.Гартмана.
Жители Абрамцево не слишком тепло приняли ее. Так, Савва Иванович Мамонтов в «Летописи сельца Абрамцева» отмечал: "Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а все дело поручил своему десятнику Громову, который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана…"
Мне наоборот понравилось это здание.
В мастерской всего две комнаты, в одной из них висит портрет Веры Мамонтовой кисти Васнецова, и платье, в котором она венчалась, в нем же изображена на картине.
А еще привлекают внимание красивые изразцовые печи, изразцы работы Врубеля.
Рядом с мастерской находится кухня, построенная в 1870 году, на месте кухни в усадьбе Аксакова. Сначала использовалась как жилое помещение, а после постройки усадебного дома — в качестве кухни и помещения для прислуги.
Сейчас там находится коллекция произведений русского народного искусства.
А это....холодильник.
Предприниматель по профессии, Мамонтов был разносторонним человеком. Он был художником по призванию, его интересовали изобразительное искусство, архитектура, театр.
Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург А. Н. Островский, затем брал уроки пения в Милане, занимался рисунком в Риме.
В Италии Мамонтовы познакомились со скульптором М. М. Антокольским, художником В. Д. Поленовым и историком искусства А. В. Праховым.
В память об этом событии в Абрамцеве была посажена «Римская роща», где каждое дерево было собственноручно высажено членами семьи Мамонтовых и их близкими друзьями.
Это аллея ведет от дома к пруду.
В последующие годы к кругу знакомых Мамонтовых присоединились Илья Репин, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Серов, Остроухов, Елена Поленова, Коровин, Нестеров, Врубель и другие художники.
Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок.
Участники кружка подолгу жили и работали в Абрамцеве.
В усадьбе и ее окрестностях были написаны такие шедевры, как «Крестный ход в Курской губернии» и «Не ждали» Репина, «Аленушка» и «Богатыри» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Видение отроку Варфоломею» Нестерова и другие.
В семье Мамонтовых было пятеро детей, названных по первым буквам имени Мамонтова – Савва. Это – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра.
Первое, что было в нашей программе, это экскурсия по усадебному дому, первый этаж. Нам сразу не сказали, что фотосъемка всех объектов платная, стоит 200 р. на все объекты. Я, уже раздевшись, узнала об этом, бежать в кассы было уже поздно, и мое сердце обливалось кровью оттого, что я не смогу запечатлеть исторические комнаты.
Это фото взято из интернета.
Одна из них – это гостиная, где дочь Мамонтова, Вера позировала Серову для его картины «Девочка с персиками», где до сих пор все стоит на тех же местах, как в картине. В доме находится копия картины.
Это фото взято из интернета.
Я долго не могла оторвать свой взгляд от стола, где сидела Вера и представляла себе, как 22-летний Серов ее пишет, а ей, 11-летней девочке, хотелось погулять, ведь на дворе лето в самом разгаре.
Кстати, персики были взяты из собственной оранжереи Мамонтовых, которая, к сожалению, не сохранилась.
В Абрамцеве поддерживали широко распространенную в те годы традицию домашних спектаклей, и в доме есть еще одна интересная гостиная, разделенная на две части, в одной части находились гости-зрители, в другой проводились представления, роли в которых могли исполнять все желающие.
Режиссером, а нередко и драматургом в них выступал сам Мамонтов.
Также, Савва Мамонтов финансировал постановки в своем частном театре, композиции к которым писали Сергей Рахманинов, Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков, декорации и эскизы к костюмам создавали Поленов, Васнецов и другие художники, а партии исполняли Федор Шаляпин и Татьяна Любатович.
Есть еще одна комната, где на столе расстелена скатерть с автографами всех знаменитых посетителей, инициатором этого была Вера.
Каждый из них расписывался на ней, затем эти росписи вышивались.
Рассмотреть их вблизи не удастся, в залах висят ограничительные ленты, смотрители и гид даже близко не дают к чему-либо подойти, а если вы наступили нечаянно на ковер, лежащий на полу, то получите сполна, т.к. там всё оригинальное, сотрудники сами боятся дышать и нам не давали.
В одной из комнат находится очень интересная печь, на которой можно посидеть, создана по проекту Врубеля.
Это фото взято из интернета.
Также, Врубель причастен к скамье, которая находится на территории усадьбы. Она так и называется «Скамья Врубеля», на которой художник изобразил птиц Сиринов – райские птицы с головой дев из древнерусских легенд. Ее поместили под стекло, от посетителей.
Врубеля, которого долго не хотели признавать, тоже открыл Мамонтов.
В 1899 году Савва Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях (на деле это инициировал зарившийся на акции Мамонтова "высочайший путеец" граф "Полусахалинский" Сергей Витте, которому Мамонтов доверился в сделке), и престарелый промышленник несколько месяцев провел в тюрьме.
На следующий год он был оправдан судом присяжных, которые не нашли состава преступления в делах человека, который переводил капитал между своими же фирмами, строя железные дороги России. Но он оказался полностью разорен. Абрамцево, переписанное в 1880 году на супругу Елизавету Мамонтову, удалось сохранить, а супругам - развестись.
После освобождения Мамонтов должен был выплатить миллион рублей в казну, а пока ему на что-то нужно было жить и кормить семью. Разбогатевшие с его подачи Федор Шаляпин (покинувший Частную оперу Мамонтова и ушедший на императорские хлеба в Большой театр) и его друг Коровин (получивший в театре славу декоратора, талант в чем открыл тоже Мамонтов) его предали и не дали ни копейки на материальную помощь бывшему учителю и меценату.
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, построенная по проекту Васнецова и Поленова в 1881-1882 гг.
Сказочный домик, если бы не купола, то и не подумала бы, что это церковь.
Храм в Абрамцеве стал семейной усыпальницей Мамонтовых, их последним «земным прибежищем».
Спустя немного времени Мамонтов потерял своих детей – Андрея, который был профессиональным художником и много работал вместе с Васнецовым и Врубелем над росписью храма Христа Спасителя в Москве, а также участвовал в росписи и подготовке эскизов для Владимирского собора в Киеве, скончавшегося, по одним данным от болезни почек, по другим - от отека легких в 22 г., и ту самую «девочку с персиками» - Веру, скончавшуюся от пневмонии в 32 г.
10 месяцев спустя, в 1908 году, рядом с Верой похоронили и ее мать, Елизавету Григорьевну. Позже был похоронен внук Мамонтовых, Сережа Самарин, сын Веры.
И Мамонтов слег от переживаний, со временем потеряв память и желание жить.
В 1915 г. в Первой мировой войне погиб сын Сергей.
Бывший хозяин усадьбы Савва Иванович Мамонтов умер в 1918 году, еще однажды посетив имение, перешедшее к внукам, и был ими похоронен в часовне рядом с сыном.
Природа в усадьбе живописная, недаром знаменитые художники здесь часто появлялись, чтобы вдохновиться ею.
Например, вот этот прудик. Верхний Поленовский пруд.
Глядя на него, сразу представляешь "Аленушку" Васнецова, хотя он писал ее не прямо здесь, а недалеко от усадьбы на берегу реки Воря у пруда в Ахтырке.
Кстати, глаза для Аленушки Васнецов позаимствовал также у Веры, т.к. у крестьянской девочки, которая позировала ему для этой картины, были озорные глаза.
Когда гуляешь по сказочному парку, где стоят сказочные домики, как баня в виде теремка, избушка на курьих ножках и церковь, чувствуешь себя тоже сказочным персонажем!
Как патетично получилось!
А это и есть еще один сказочный домик Баня-теремок.
Я бегала вокруг него и никак не могла насладиться русскостью, если можно так выразиться.
Кстати, настоящие имя и фамилия архитектора Ропета - Иван Николаевич Петров.
Еще одно сооружение в русском стиле по проекту Васнецова- Беседка, ее прозвали Избушка на курьих ножках, так и закрепилось за ней это название. Избушка ограждена, входить туда запрещено. Вот этот объект, действительно, сказочный! Так и гляди, сейчас выйдет Баба-Яга с метлой и всех разгонит.
Не смогла удержаться, чтобы не выложить фото со всех сторон.
"Тут русский дух, тут Русью пахнет."
В парке находятся две скульптуры Каменной бабы, одна из них стоит рядом с избушкой, привезенная из Донецких степей.
Другая - из Харьковской губернии.
На территории парка находятся еще несколько зданий в одном стиле, я не поняла что там внутри, просто не успела в них зайти, мне, как всегда, не хватает полчасика. Подозреваю, что одно из них - это Поленовская дача. Дом предназначался для супругов Поленовых, которые обвенчались в только что отстроенной абрамцевской церкви.
Рядом с усадебным домом стоит дуб, которому 245 лет.
Напротив усадьбы стоит здание, построенное в 1938 г., бывший лечебный корпус санатория. Сейчас там расположилось Собрание изобразительного искусства XX века.
Есть сувенирный магазин, перед входом в который стоит вот такая забавная копилка.
Парк очень интересный, представляю, как здесь красиво летом.
Особенно впечатлил Нижний пруд около реки Воря. Времени оставалось совсем чуть-чуть, пришлось буквально вприпрыжку его обегать.
От мысли, что по этим дорожкам гуляли такие знаменитости, мурашки по коже бегают!
Через дорогу от усадьбы находится комплекс ресторанов, отель, ярмарка, где стоят узнаваемые объекты.
Абрамцево еще одно место, куда мне хочется вернуться.
Комментариев нет: