Шедевр Огюста Монферрана - Санкт-Петербург (Россия)
Задумал Александр I перестроить Исаакиевский собор. Представьте, перестраивалось здание уже в четвёртый раз. Среди зодчих устроили конкурс. Так получилось, что задумку императора лучше всех понял французский архитектор Огюст Монферран, проект которого победил.
В 1818 году началось возведение того здания, которым мы восхищаемся и сегодня. Собор строился при трёх императорах Александре I, Николае I, Александре II. Строительство продлилось четыре десятилетия и закончилось в 1858 году. 11 июня того же года собор освятили, а через месяц, 10 июля Монферран скончался. Ему было 72 года. Исаакиевский собор – главное дело архитектора Огюста Монферрана. Этому зодчий посвятил более, чем полжизни.
Истоки величия
С какой стороны не подойдёшь к Исаакию – величественен собор отовсюду. Никаких вам тылов. Каждую из четырёх сторон украшают колонные портики – выступающие части здания, образованные колоннадами и увенчанные фронтонами, которые украшены барельефами. Высота храма – 101,5 метр. С трёх сторон собор окружает плотная застройка. Если подходить к нему, к примеру, с Малой Морской, то Исаакий предстаёт в полный рост неожиданно и приходится задирать голову. Добавляет тяжести и серый мрамор, добытый в карьере Рускеала, что в Карелии. Этим материалом облицован собор.
Особый разговор – это колонны портиков. В каждом портике установлено по 28 колонн. Умножьте на четыре и получится 112. Именно столько гранитных монолитов было вырублено в карьере Пютерлакс под Выборгом. Далее монолиты грузили на плоскодонные суда и доставляли в Петербург, где перегружали на рельсовые пути и переправляли к месту обработки и далее, собственно, к самому собору для установки. Конечно, многих интересует вопрос, как устанавливали семнадцатиметровые колонны. Был такой архитектор, строитель, инженер-механик Августин Бетанкур родом из Испании. В 1808 году приехал в Россию, где был принят на службу в чине генерал-майора и трудился на благо Российской империи вплоть до своей кончины в 1824 году. Именно Бетанкур спроектировал леса и механизмы для подъёма колонн портиков Исаакиевского собора. Однако использовались леса и механизмы уже после его кончины. Первую колонну в северном портике установили 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи. Каждая колонна весит 114 тонн, на подъём которой затрачивалось 35-40 минут. Впоследствии Монферран создал свою систему подьёмных механизмов, с помощью которой поднял в 1834 году шестисоттонную Александровскую колонну высотой 47,5 метра, но это уже другая история.
Величие и грандиозность внешнему виду собора также придают 350 скульптур, барельефы на фронтонах. Венчает храм золочёный купол, диаметр которого 25,8 метра. Предполагалось построить купол из кирпича. Монферран предложил соорудить его из металла.
Металлоконструкции создавали на заводе Чарльза Берда, ныне это Адмиралтейские верфи. Купола покрывали позолотой в 1838 – 1841 годах методом огневого золочения. Метод оказался чрезвычайно опасен: погибло 60 мастеров, надышавшись парами ртути.
Ломка копий вокруг интерьера
Николай I усомнился в возможностях Монферрана оформить на высоком уровне интерьер собора. Побывавший в Петербурге немецкий архитектор фон Кленце раскритиковал проект оформления Монферрана. Между французом и немцем назревал конфликт. В итоге всё кончилось компромиссом. Мудрый француз побывал сначала в Мюнхене и убедил фон Кленце в своей правоте, затем удалось убедить и Николая I.
От предложений фон Кленце остался реализованным лишь витраж алтарной части с изображением воскресшего Христа в полный рост. Расписать собор в итоге решили масляными красками, которые лучше подходили для климата Санкт-Петербурга. Монферран разработал проект декора и общую концепцию росписей. Проекты рассматривал Синод и утверждал император.
Над оформлением интерьеров трудилась целая группа художников, самые известные из которых Фёдор Бруни и Карл Брюллов и скульпторы Иван Витали, Пётр Клодт, Николай Пименов. Петербургский климат с его перепадом температур, высокой влажностью воздуха и отсутствие вентиляции в соборе затруднили работу живописцев. Некоторые росписи пришлось переделывать. Устойчивый состав грунта, на котором можно было создавать качественную роспись, нашли только в 1855 году, за три года до окончания живописных работ.
В храме много мозаичных изображений, которые создавались вплоть до 1914 года.
Декор фасада здания – экстерьер Монферран разработал в 1839 году. Основные элементы здесь барельефы на фронтонах всех четырёх портиков, скульптуры по бокам фронтонов, балюстрады купола и барельефы дверей в нишах портиков. Два барельефа на фронтонах по настоянию Николая I выполнил французский скульптор Лемер, два других барельефа исполнил Витали. Каждый фронтон венчают по три фигуры апостолов. Двадцать четыре статуи ангелов возвышаются на балюстраде купола. Все смотрится грандиозно и тогда, и сейчас, и на все времена.
Питер с балюстрады купола
По винтовой лестнице поднимаюсь на крышу собора. Следующая лестница ведёт на балюстраду. И открываются виды на центр Санкт-Петербурга. И вдруг понимаю, что с высоты Исаакия вижу другие творения Монферрана. Памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Эх, закрыт на реставрацию. Француз был автором проекта, а Петр фон Клодт – скульптором. Зато «Александрийский столп», которым так гордился Пушкин, виден прекрасно. Эту шестисоттонную махину замечательный архитектор поставил на Дворцовой площади в 1834 году. Балюстраду можно пройти по периметру и насладиться видами.
На западе – Финский залив, порт, краны. На севере – Нева, Медный всадник, скрытый деревьями Александровского сада, Адмиралтейство. Далее Зимний дворец, Дворцовая площадь, Александровская колонна. Восточнее собора – крыши домов центра Питера. На юге от храма Исаакиевская площадь, закрытый на реставрацию памятник Николаю I, фасад Мариинского дворца.
Через вехи истории
Строительство собора обошлось в 26 миллионов рублей серебром. Замечу, что храм достраивался и после освящения вплоть до 1864 года. Полностью здание духовенству никогда не принадлежало. После завершения строительства здание передали в Министерство путей сообщения и публичных зданий. В 1871 году храм передали Министерству внутренних дел, а в 1883 году собор оказался в двойном подчинении – к министерству добавилось ведомство православного исповедования. В 1918 году храм национализировали, а в 1922 году пошла конкретная атака на религию. Золотые вещи в количестве 48 килограмм и серебряные весом две тонны были изъяты. Настоятель Леонид Богоявленский был арестован. В 1923 году прекратили все религиозные службы. В 1928 году здание передали в Главнауку. Было такое ведомство, существовавшее до 1933 года. То, что не изъяли в 1922 году, дограбили в 1928 году и продали через Госфонд. И заключительный аккорд: сняли все колокола и переплавили. С 12 апреля 1931 года Исаакий стал антирелигиозным музеем. Во время войны в соборе хранились экспонаты из других музеев. Здание частично пострадало от бомбёжек и артобстрелов. С 1948 года детище Монферрана функционировало как музей «Исаакиевский собор». С 1950 по 1960 год прошла реставрация, после которой и появилась на куполе смотровая площадка.
Автор этих строк посетил Исаакий в 1983 году. Величественная архитектура храма в стиле позднего классицизма восхищала с первого взгляда. Завораживали портики с гранитными колоннами, фронтоны с барельефами, купол с балюстрадой. Но в памяти осталось другое – маятник Фуко. Его я видел впервые. Девяностовосьмиметровый подвес уходил туда к центру купола. Маятник какими-то невидимыми глазу силами приводился в движение и мерно двигался как в часах-ходиках. Так демонстрировалось вращение земли. Маятник Фуко функционировал в соборе с 1931по 1986 год. Теперь он снят и хранится в подвале храма.
Религиозная жизнь возродилась в 1990 году. Именно тогда прошли первые церковные службы. С 2012 по 2015 год отлили и установили все 16 колоколов. В 2018 году Исаакиевский собор выбрали православным символом Санкт-Петербурга. #выживание #туризм #активный отдых #лес #природа #приключения #дикая природа #поход #охота #огонь #отдых #рыбалка #палатка #выживание влесу #отдых на природе
Комментариев нет: