Выживание

[Выживание][slideshow]

"Джамаран" к бою готов

"Джамаран" к бою готов

Насколько реальна иранская военно-морская мощь?

В феврале 2010 года состоялось важное событие в сфере развития военно-морских сил (ВМС) Исламской Республики Иран (ИРИ). На воду был спущен первый эскадренный миноносец собственного производства с управляемым ракетным оружием, который получил название «Джамаран». Водоизмещение эсминца составило 1420 тонн, а его длина – 94 м. Экипаж корабля, способного развивать скорость до 30 узлов, включает до 140 человек. Вооружение корабля состоит из 76-мм автоматической артиллерийской установки OTO Melara, малокалиберных автоматов и двух спаренных пусковых установок противокорабельных крылатых ракет Noor (иранская версия китайской ракеты С-802). Боевой корабль имеет вертолетную площадку и место для пуска переносных зенитно-ракетных комплексов, а также, по-видимому, противолодочный бомбомет.

По заявлению иранской стороны, эсминец «Джамаран» разработан исключительно иранскими специалистами и стал технологическим прорывом в военной промышленности ИРИ. С целью подтверждения этого отмечается, что эсминец является многоцелевым быстроходным боевым кораблем и может вести одновременно борьбу с подводными лодками, летательными аппаратами и кораблями противника в условиях радиоэлектронной борьбы.

Анализ имеющейся информации позволяет сделать вывод, что в реальности иранские специалисты построили многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны (по западной классификации – корвет). Российский аналог – корабль проекта 20380 («Стерегущий») имеет вертолетную площадку для противолодочного вертолета Ка-27, водоизмещение 2220 тонн, длину 105 м, скорость движения 27 узлов и экипаж в составе 99 человек. Боевой корабль такого типа действительно предназначен для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта и патрулирования зоны ответственности с целью блокады. Однако его возможности по противовоздушной обороне достаточно ограничены, а запас хода ограничен 4 тыс. морских миль (водоизмещение иранского аналога меньше на 36%, что существенно уменьшает приведенную величину).

Российский корабль проекта 20380 имеет стальной гладкопалубный корпус и надстройку из многослойных композиционных материалов, трудногорючих и значительно снижающих его видимость в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Помимо этого приняты специальные архитектурные решения, позволившие встроить в корпус корабля ракетное вооружение и антенные посты, а также технические средства, оказывающие существенное влияние на заметность и повышающие уязвимость для воздушных, надводных и наземных средств нападения. В результате вероятность наведения на корабль противокорабельных крылатых ракет (ПКР) снижена в пять раз. Всего этого иранский аналог не имеет, что явно видно по опубликованным фотографиям. Его корпус и архитектура во многом повторяют размеры и конструкции кораблей типа Alvand, построенных британской фирмой Vosper для иранских ВМС в конце 1960-х годов.

Российский корабль проекта 20380 оснащен различными комплексами ударного, противовоздушного и противолодочного оружия (одна 100 мм артиллерийская установка А-190 «Универсал», две артиллерийские установки АК-630, шесть торпедных аппаратов, восемь корабельных ракетных комплексов «Уран» с противокорабельной крылатой ракетой типа Х-35 и два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса типа «Кортик»), боевого управления, обнаружения, целеуказания, защиты и связи. В частности, корабль оборудован четырьмя пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый» для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет, а также двумя тумбовыми 14,5-мм пулеметными установками и двумя гранатометами ДП-64 от пиратов и подводных диверсантов.

Радиоэлектронное вооружение российского корабля включает боевую информационно-управляющую систему «Сигма», радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания управляемого ракетного оружия «Монумент-А», гидроакустический комплекс «Заря-2», гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, опускаемую гидроакустическую станцию «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства радиоэлектронной борьбы и навигации. Приведенное оборудование и вооружение рассматриваемых боевых кораблей в целом несопоставимы, так как иранский «Джамаран» создан в основном на базе технологий 1960–1970-х годов.

Отдельного рассмотрения заслуживает установленное на иранском корабле ракетное вооружение. Так, корабль «Джамаран» уже провел успешный пуск ПКР Noor на расстояние 100 км. Использование ПКР именно этого типа не было случайным, так как еще в 2002 году на судоремонтных верфях г. Бендер-Аббас (Иран) находилась группа из восьми китайских специалистов с задачей адаптации противокорабельной крылатой ракеты С-802 (китайский прототип) на 1000-тонные корветы типа «Моудж» ВМС ИРИ. Несколько ранее адаптация таких ракет была выполнена на иранские противолодочные вертолеты типа See King.

ПКР С-802 (YJ-82) предназначена для оснащения надводных кораблей, подводных лодок, береговых батарей и самолетов. Она разработана Китайской электромеханической технологической академией (China Electro-Mechanical Technology Academy – CHETA), расположенной в г. Хайдянь, и впервые продемонстрирована в 1989 году. Ракетами этого типа оснащены китайские эсминцы, фрегаты и ракетные катера различных классов. Возможностью подводного запуска ракет C-802 через торпедные аппараты обладают дизель-электрические подводные лодки проекта 039 (Song Class). В 2005 году был разработан модернизированный вариант ракеты, получивший обозначение C-802A.

Ракета С-802 отличается от своего прототипа ПКР С-801А (YJ-81) тем, что она использует турбореактивный двигатель (ТРД) вместо твердотопливного. Благодаря этому максимальная дальность стрельбы ракеты увеличена на 50% и достигла 120 км (у модификации C-802A до 180 км). Ракета С-802 выполнена по нормальной аэродинамической схеме со складывающимся крестообразным треугольным крылом малого удлинения. Она имеет твердотопливный ускоритель, стартовую массу 715 кг и бронебойно-фугасную боевую часть весом 165 кг. На ракете установлена активная моноимпульсная радиолокационная головка самонаведения, работающая в диапазоне 10-20 ГГц, и аппаратура приема команд коррекции, которая используется на начальном участке траектории до захвата цели головкой самонаведения. Возможно оснащение ракеты подсистемой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.

По китайским данным, вероятность поражения ПКР С-802 цели, в условиях противодействия со стороны противника, составляет 75%. При этом малая эффективная площадь рассеяния ракеты, предельно малые высоты полета, а также комплекс подавления помех затрудняют задачу ее перехвата. Высота полета этой дозвуковой ракеты на маршевом участке траектории составляет 50–120 м, на конечном участке траектории ракета снижается до высоты 5–7 м и выполняет противозенитный маневр.

Иран планировал закупить в Китае крупную партию ПКР С-802 и С-801. Частично эти закупки были осуществлены, что позволило получить, например, 80 ракет С-802. Но под американским давлением Китай был вынужден отказаться от продолжения дальнейших поставок в Иран ракетного оружия в обмен на расширение военных и экономических связей с США. Тем не менее в октябре 2000 года Иран объявил о проведении восьмидневных морских учений в Ормузском проливе и Оманском заливе, во время которых была испытана новая версия ракеты С-802, разработанная при тесном сотрудничестве с северокорейскими специалистами. Пока трудно оценить характеристики этой иранской ПКР, но можно предположить лишь увеличение дальности ее стрельбы (по иранским данным – до 170 км). Однако достичь качественного прорыва, как это сделали китайцы при создании сверхзвуковой ПКР YJ-83, скорее всего не удалось.

Российская ПКР типа Х-35 предназначена для поражения надводных целей в условиях интенсивных помех и огневого противодействия со стороны противника. По своим тактико-техническим характеристикам она ничем не уступает китайской ракете С-802: при дальности стрельбы порядка 130 км обеспечивается круговое вероятное отклонение всего 4–8 м. Управление ракетой в полете, ее стабилизация на заданной траектории и вывод в район расположения цели осуществляются инерциальной системой управления. На конечном участке траектории полета используется помехозащищенная активная радиолокационная головка самонаведения. Поражение цели обеспечивается проникающей осколочно-фугасной боевой частью, достаточной для надежного поражения надводных целей водоизмещением до 500 тонн. Боевая эффективность ракеты повышается за счет сложной траектории полета на предельно малых высотах.

Учитывая вышеизложенное становится очевидным, что иранский корабль «Джамаран» имеет достаточно современное ракетное вооружение, но устаревшие системы боевого управления, обнаружения, целеуказания и связи. Последнее будет существенно ограничивать реальную дальность применения имеющихся противокорабельных крылатых ракет. Кроме того, иранский корабль не имеет серьезной противовоздушной (противоракетной) обороны, что в условиях значительной заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах сделает его легкоуязвимой целью для сильного противника. Но такая задача скорее всего и не ставится, учитывая наличие в ВМС Ирана всего девяти корветов водоизмещением до 1500 тонн (некоторые из них были построены еще в 1960-х годах) и трех дизельных подводных лодок российского производства проекта 877ЭКМ. Более важно – продемонстрировать свою кажущуюся военно-морскую мощь и подтвердить претензии на региональное лидерство.

Реально же Иран готовится к совершенно другой войне – диверсионной. Для этого в Италии закуплены быстроходные военные катера, способные развивать скорость до 130 км/ч. Продолжается строительство ракетных катеров, общее количество которых приближается к двадцати. В первую очередь для их оснащения китайцы построили в ИРИ завод по производству ПКР Nasr-1 (иранский вариант ракеты С-704). Противокорабельная крылатая ракета этого типа имеет активную головку самонаведения и дальность стрельбы до 40 км. Помимо этого проведена закупка в Северной Корее сверхмалых подводных лодок типа «Йоно» водоизмещением около 100 тонн (иранский вариант – «Наханг»), а также построены три дизельные мини-подводные лодки типа «Гадир» водоизмещением около 500 тонн.

Одновременно под руководством Корпуса стражей исламской революции на побережье Персидского залива создается необходимая для осуществления диверсионной деятельности инфраструктура. Первый такой пункт базирования был открыт в октябре 2008 года в Ормузском проливе на территории порта г. Джаск. Позднее было открыто еще не менее четырех аналогичных пунктов базирования вдоль всего побережья. При этом Тегеран учел негативный опыт ирано-иракской войны, когда сотни катеров пытались атаковать противника одновременно и в результате становились легкой добычей его авиации. Теперь основной расчет делается на децентрализацию управления множества мобильных отрядов и фактор внезапности, когда один или несколько катеров атакуют такую крупную морскую цель, как танкер. Для этого предполагается на постоянной основе осуществлять разведку водной обстановки, соблюдать режим радиомолчания и проводить операции по дезинформации противника.

Таким образом, морская мощь ИРИ еще не стала реальностью. По сути, она является ширмой, за которой осуществляется широкомасштабная подготовка к диверсионной деятельности в Персидском заливе и прилегающих акваториях с целью максимального затруднения в случае необходимости транспортировки отсюда углеводородного сырья

Комментариев нет:

Снаряжение и экипировка

[Снаряжение и экипировка][stack]

Россия

[Россия][grids]

Авиация

[Авиация][btop]