Подмосковный Серпухов. "Мир сотворенный заново"
"Мир сотворенный заново" - это музейно-выставочный философский проект Третьяковской галереи, Русского музея и нескольких региональных музеев России, который можно посмотреть в Серпуховском историко-художественном музее. Интернет-ресурсы советуют посетить эту выставку наряду с новыми февральскими проектами. Мне не нужно никуда ехать, Серпухов - это мой родной город. И, конечно же, я иду смотреть шедевры из Третьяковки и Русского музея.
Если идти пешком (как это делаю я) , то можно увидеть чеховскую "Даму с собачкой".
Остатки новогоднего украшения города есть на каждом шагу.
Если добираться из Москвы, то с Курского вокзала, часа 1,5-2 ( в зависимости от электрички), а если добираться из Царицыно 1-1,5 часа, но второй вариант не советую ( можно все это время простоять, даже в ковидный период).
Если приехали на электричке, придется еще прокатиться на автобусе: № 20 привезет прямо к музею, от остановки "Музей" автобусов № 3 и 8 придется чуть-чуть пройти. Но лучше приезжать на машине и посмотреть все наши достопримечательности, о которых уже писала.
Рядом с музеем вас встретит павлиненок(художник) - работа местного скульптора Ильи Дюкова. Всего их в городе 13 и можно устраивать квест - не люблю это английское слово, которое можно заменить русским - поиск, поиск павлиненков (павлин- это символ нашего города) - театрала, врача, следопыта и многих других, что разбросаны по всему городу.
Усадьба купчихи Мараевой Анны Васильевны, построенная знаменитым Клейном Романом Ивановичем, стоит на месте и принимает гостей.
В вечернее время новогодняя подсветка придает ей сказочный вид.
А около входа в музей часто можно увидеть фотографирующихся туристов. Пришлось подождать пока все не запечатлели себя любимого. В музей привезли экскурсантов ( целый "Икарус").
Выставок в музее много: постоянные и временные. Мне интересна одна (остальные все пересмотрены).
Всего 7 небольших залов, наполненных импрессионизмом, постимпрессионизмом, модерном, символизмом и авангардом. Обещаю, утомлять не буду. Покажу чуть-чуть, самые-самые известные и запомнившиеся. 70 процентов экспонатов из Серпуховского историко-художественного музея (многое достали из запасников) и только 30 из Третьяковки, Русского музея, Нижегородского художественного музея и других музеев России (из разговора со смотрителем).
"Первозданный хаос" - именно так называется первый зал,в котором бросается в глаза большое полотно Богаевского Константина Федоровича (1872-1943) - русского пейзажиста Серебряного века, который почти всю жизнь прожил в Феодосии, учился рисованию в мастерских Ивана Айвазовского и Ивана Куинджи. Под влиянием Максимилиана Волошина пишет Киммерийский цикл. В Феодосии у него была мастерская, в которой он работал до последних дней. Древнюю Крымскую Киммерию, о которой упоминает Гомер в "Одиссее", запечатлел художник.
Цвета картины неяркие, но образ Земли встает перед глазами - величественный и прекрасный. Суровый пейзаж, нет яркой красочности, но привлекает внимание. Киммерией древние греки называли часть крымского побережья от Керченского пролива до нынешнего Судака. В эллинских преданиях - это крайний предел обитаемого мира. По Гомеру - это предверие Аида, где Одиссей общается с тенями умерших. Поэтому картину и разместили в этом зале с названием "Первозданный хаос".
Страшненький "Первобытный человек" Голубкиной Анны Семеновны (1864-1927), сотворенный в начале 1910-х годов. В нем только пробуждаются проблески мысли.
Его решила показать только потому, что скульптуру "Рабочий и колхозница", возвышающуюся над ВДНХ и являющуюся символом "Мосфильма" знают все. А что же еще ваяла знаменитая Голубкина А.С., общавшаяся в Париже с Огюстом Роденом? В экспозиции Третьяковки было три десятка скульптур этого автора (сейчас не знаю, давно не была). А еще в Хамовниках в Большом Левшинском переулке, дом 12 находится Дом-мастерская А.С.Голубкиной (небольшой одноэтажный особнячок конца 19 века).
Авангардный Давид Бурлюк (1882-1967) представлен картиной "Шаман". Не знаю почему, но в Европе любят наших авангардистов. Вообще культуру авангарда отличает интерес к первобытности, а шаманизм и есть один из элементов первобытной культуры.
Благодаря Бурлюку было создано и стало популярным объединение живописцев "Бубновый валет" в 1910 году, художники которого не воспринимали академизм и реализм, увлекались кубизмом и постимпрессионизмом. Не все может нравиться (эта картина мне тоже как и вам -так почему-то я думаю- не нравится), но яркости и национального колорита у авангардистов не отнять.
Женская голова (Медуза) Коненкова Сергея Тимофеевича из древесного пенька покорила: очень уж искусно сделана. Пень получился как постамент, а лик горгоны Медузы , которая по легенде все обращает в камень, погружен в сон (глаза закрыты). Выражение лица - не живое и не мертвое. Классически правильное и отполированное оно обрамлено капюшоном из древесины.
Голова Голиафа того же автора не так хороша с эстетической точки зрения, но задумана с большой идеей. Это своеобразный антипод "Давида" Микеланджело. Скульптура была задумана Коненковым ко время Первой мировой войны как аллегорический образ Германской империи. "Голиаф" вырезан из большого березового пня. Шлем смонтирован и прибит к основному объему.
Чудный образ витязя Еруслана Лазаревича с инкрустацией понравился. Дата рождения скульптуры 1913 год , но хорошо сохранилась и блестит как новенькая. Периодически выставляется из запасников Серпуховского музея, в котором очень много работ Коненкова Сергея Тимофеевича (1874-1971), прожившего долгую и интересную жизнь.
Если сказания о трех известных богатырях помнят все, то сказка про Еруслана Лазаревича подзабылась. Немного напомню. "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Картаус. Много было роскоши при дворе его, много находилось также сильных и могучих богатырей, но славнее их всех был храбрый и могучий витязь Лазарь Лазаревич" ( с сайта Вики Чтение).У него была жена Устиния (или Епистимия по другим источникам) и родился сын Еруслан. "Так, будучи пятнадцати лет, пойдет он, бывало, на княжеский луг заповедный, встретит там детей боярских, да станет с ними разные шутки шутить: кого ухватит за ногу - у того нога прочь, а кого ухватит за голову - так тот без головы стоит".
Этого героя и изобразил скульптор Коненков.
Но,пожалуй, первозданного хаоса и сказок достаточно.
Плавненько перейдем в зал света и космоса.
Космическая работа "Расхождение" Кудряшова Ивана Алексеевича (1896-1972) поступила на выставку из Третьяковки. С юных лет воображением художника владели космические идеи. Кстати, его отец работал конструктором у К.Э.Циолковского. В 20-е годы прошлого века он приходит к собственному стилю, который можно назвать "космической абстракцией". Может быть этот собственный стиль и привел к тому, что эта картина находится в Третьяковской галерее.
Светлая картина Жуковского Станислава Юлиановича (1873-1944) называется очень просто "Золотая осень".
Художника называют певцом старых усадеб. Краски картины пронизаны мягким солнечным светом. Золото осенней листвы редеет, но цветовая гамма: лазурь неба, желтизна листвы, красно-коричневый домик - все это притягивает взор.
"Зима" Грабаря И.Э. (1871-1960) приехала из Русского музея и является этюдом к знаменитой картине "Февральская лазурь", которая находится в Третьяковке.
Главным героем этой картины, написанной в импрессионистической манере, является солнечный свет. Вроде бы простая композиция: березовая рощица с кривыми березами, снег и голубизна неба, а что-то цепляет и заставляет остановиться у этой картины. Очевидно, что художник "поймал" этот вид на прогулке и передал свои впечатления.
В зале много картин, где героем выступает свет.
"Весенний вечер. Ростов Великий" (1906 год) Юона Константина Федоровича (1875-1958), на картине показал город, которому свыше 1000 лет. Говорят, что Ростов еще богу Перуну молился. Виды старинных городов - излюбленная тема Юона. Мазок художника зримо передает рыхлость последнего весеннего снега и твердую плоть стен кремля. А еще мерцание закатного неба. Приглядитесь и увидите.
В зале много интересных картин: Коровина К.А. ("Ночью") , Борисова-Мусатова В.Э. ("Береза" чУдная небольшая картина, выполненная темперой), Горбатова К.И. ("Зимний пейзаж. Деревья в зимнем серебре"), но боюсь перенасытить изложение текста фотографиями.
Закончу обзор этого зала картиной Кустодиева Бориса Михайловича (1878-1927) "Степан Разин".
При названии фамилии художника мысленно возникают образы купчих. Кустодиева называют русским Ренуаром, а картины "Купчиха за чаем" и "Масленица" известным многим.
Эта картина на историческую тему немного выбилась из темы русского быта, который много живописал художник.
Главной темой этой картины является не Стенька Разин, а волжские просторы. Они занимают бОльшую часть картины. Рассветное небо, покрытое розовыми облаками, и два небольших грозных образа гребцов, над которыми возвышается не менее грозная фигура Степана Разина. Кстати, у Сурикова тоже есть картина посвященная Стеньке Разину - донскому казаку и атаману, который поднял на Волге в 1670 году крестьянское восстание, которое переросло в войну. Обе картины находятся постоянно в Русском музее. До апреля 2021 года Кустодиева можно посмотреть в Серпуховском историко-художественном музее.
Третий зал совсем невелик и называется "Водное царство".
Вода, как одна из главных стихий окружающего мира, всегда занимала воображение человека. Так зародилась "марина" - один из жанров живописи.
Представленное "Море" Ларионова Михаила Федоровича (1881-1964) из Нижегородского художественного музея совсем не похоже на настоящее море, так как выполнено под знаком неопримитивизма, которым художник увлекался в этот период ( 1910 год).
Рисунок упрощен, цвет усилен. Одним словом, примитивно. Когда видят подобные картины, обычно говорят, что художник писать не умеет. Однако Ларионов закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а туда абы кого в то время не принимали, многие не выдерживали конкурс и поступали не с первого раза. Так что писать Ларионов умеет.
Видела другие картины Ларионова в Музее русского импрессионизма, есть даже очень интересные, яркие и самобытные.
Картина Нестерова Михаила Васильевича (1862-1942) "За Волгой.Пастушок" поступила из Третьяковки. Это первоначальный вариант картины "Песня Леля". Картина близка к старообрядческому циклу картин художника.
Что вы испытываете, глядя на эту картину? Ощущение покоя и умиротворенности буквально исходит от картины. Игра пастушка на дудочке (или флейте) представляется мелодичной под стать изображению.
Настенное блюдо конца 19-начала 20 века попало в этот зал неслучайно. Кудринская резьба по дереву возникла на северо-востоке Подмосковья под влиянием художественного центра в Абрамцеве. Мотив украшения блюда "Чудо-рыба- Золотое перо" связан с былиной о Садко. Чудо-рыба в водном царстве.
В водном царстве совсем не оказалось настоящей марины. Можно было бы Айвазовского показать, его картины есть в Серпуховском музее.
Следующий зал "Растительное царство" начинается с изразцов Врубеля Михаила Александровича из музея-заповедника Абрамцево. Конечно же с растительным орнаментом. Замечательную майолику просто обожаю, особенно когда ее много, она кажется теплой и живой, но здесь ее совсем чуть-чуть, буквально капельки тепла.
"Мальвы" Гончаровой Наталии Сергеевны ( 1881-1962) из Третьяковки совсем не похожи на настоящие мальвы.
Но в центре внимания художника - цвет, его она и передает. Светлые цветы на темном фоне. В Серпуховском музее много картин Гончаровой Н.С., но они постоянно в разъездах, недавно приехали из Европы, где очень любят этого автора и называют "амазонкой авангарда". Кстати, Ларионова Н.С.- жена и муза М.Ларионова, с которой с 1915 года он жил во Франции, где создавал эскизы для Русских сезонов Сергея Дягилева.
"Георгины" Гончаровой Н.С. совсем другие, более тщательно выписаны. Один из подобных букетов кисти Гончаровой отметил на выставке 1908 года взыскательный ценитель В.А.Серов.
"Бегонии" короля натюрмортов Машкова Ильи Ивановича (1881-1944) мне нравятся, несмотря на некоторую грубоватость от них исходит какая-то неведомая сила симпатии к тому, что видится.
5 зал - Царство животных.
На протяжении всей истории человек неразрывно был связан с животными и вполне естественно изображал их в живописи в скульптуре.
Полотно "У зебр.Зоологический сад" - результат впечатлений молодого художника Григорьева Бориса Дмитриевича (1886-1939) от первого пребывания в Париже, где он осваивал опыт французских постимпрессионистов. Григорьеву близки декоративность Матисса: яркие шляпа и юбки и едкая ирония Тулуз-Лотрека.. В Зоологическом саду художнику интересно наблюдать не только за животными, но и подсматривать за людьми.
Григорьев писал портреты многих, кто жил в период, называемом Серебряным веком. Он не был скромным, в 1926 году о себе писал так: "Сейчас я первый мастер на свете. Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости" (из письма поэту В. В. Каменскому).
Автор "Скованного льва" из терракоты, прибывшего на выставку из Третьяковки, Андреев Николай Андреевич (1873-1932).
Этот монументальный трагический образ посвящен судьбе военнопленных Первой мировой войны.
Майоликовая "Лисица" из Третьяковки того же автора. Собранность, чуткость и настороженность чувствуется в образе.
Модерновый "Индюк" (майолика) работы Ефимова Ивана Семеновича (1878-1959). Ученик Михаила Врубеля он перенимает у мастера стильность и декоративность.
Стильный индюк украшен люстрированием (есть такая техника украшения керамики). Действительно, стильно и декоративно.
"Удав" из тарусского камня тонированного и подкрашенного работы Ватагина Василия Алексеевича (1883-1969).
Удав свит в зловещий клубок, а может только показалось. Может это библейский змей?.
Когда бываю в Тарусе, старюсь зайти в Тарусскую картинную галерею, где есть зал анималиста Ватагина.
Кстати, в Тарусе живет уже 4 поколение Ватагиных, увлеченных ваянием и живописью.
Ватагинская "Сова" из дерева прибыла из Государственного центрального музея кино.
Вырезанная из цельного куска дерева фигура совы близка к стилю модерн.
Скульптура была подарена российскому микробиологу Герману Вениаминовичу Эпштейну его коллегами. Подарок был не случаен, так как друзья называли его "мудрой совой".
Есть еще 6 и 7 залы с интересными работами. 6 зал "Адам и Ева" и 7 - интерактивный, но думаю, что пора закругляться.
Всем спасибо за проявленное внимание и терпение (кто не очень любит живопись и скульптуру).#выживание #туризм #активный отдых #лес #природа #приключения #дикая природа #поход #охота #огонь #отдых #рыбалка #палатка #выживание влесу #отдых на природе
Комментариев нет: