Камикадзе и П-700 "Гранит". Часть 2
Сегодняшняя статья, являясь продолжением темы «Чем похожи камикадзе и П-700 «Гранит», будет построена в режиме диалога с читателями. Я постараюсь ответить на некоторые наиболее интересные, на мой взгляд, вопросы в меру своей компетентности.
Например, один их вопросов звучал так: «…полноценный военный аэродром (с укрытиями для самолетов, запасами оружия и ГСМ, с прикрытем ПВО) стоит дорого…сколько аэродромов можно построить вместо одного авианосца?»
С октября 2010 года рассматривается вопрос о строительстве третьей взлетно-посадочной полосы московского аэропорта «Домодедово». Заявленная цена новой полосы составила 1 миллиард долларов. Аналогичный проект ВПП-3 аэропорта «Шереметьево» еще дороже - порядка 1,5 млрд. долл. Несмотря на кажущуюся иррациональность, такая высокая стоимость обоснована – это обычная мировая практика, дешевле хорошую ВПП не построить. Проект ВПП-3 аэропорта «Шереметьево» значительно дороже, т.к. предусматривает перенос деревни Исаково и строительство водоперепускных сооружений для р. Клязьма. Что представляет из себя проект ВПП-3 в техническом плане? Нет, она не покрыта золотом - обычная армобетонная полоса длиной 3200…3600 метров, с нанесенной на ней разметкой и светотехническим оборудованием. Я надеюсь, после оглашения этих цифр, энтузиазм у любителей сухопутных аэродромов и ассиметричных ответов немного убавится.
Но, может быть, военному аэродрому не нужна такая длинная и дорогая ВПП? Пробуем разобраться. Итак, истребитель Су-27: дальность разбега/пробега – 600…800 метров. Сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3: длина разбега 2000 метров, пробега – 1300 м. Дальний бомбардировщик-ракетоноец Ту-95: длина разбега 2700 метров, пробега – 1700 м. Так что радикально уменьшить длину ВПП врядли удастся…
Сколько еще будут стоить рулежные дорожки, капониры или закрытые ангары (никто же не собирается оставлять самолеты ржаветь под открытым небом, верно?), хранилища боеприпасов, ЗИП и ГСМ, помещения для личного состава, аэродромная техника, КП, радио и электронное оборудование, система охраны аэродрома мы можем только догадываться…Косвенно на огромную стоимость подобных объектов указывает их сравнительно малое количество – авиабазы можно пересчитать по пальцам. А стоимость эксплуатации аэродромов где-нибудь на Камчатке или Курильских о-вах сравнится со стоимостью обслуживания АУГ.
Ну и несколько общих фраз, чтобы завершиить главу. Я не являюсь безумным фанатом палубной авиации и не предлагаю вместо строительства ВПП-3 в аэропорту Домодедово ставить авианосец в Москве-реке. Речь лишь идет о том, для некоторых задач в некоторых случаях, по стоимости авианосец может быть предпочтительнее сухопутного аэродрома.
В воде...тонет!
Многие читатели недоумевали, почему палубная авиация так легко уничтожает любой неавианесущий корабль, в то время как сам авианосец остается невосприимчив к тем же самым средствам поражения. Ответ прост – во-первых, все дело в размерах. Даже самые крупные неавианесущие корабли в мире – ТАРКР пр.1144 имеют полное водоизмещение около 26 000 тонн, что составляет лишь 25% водоизмещения авианосца типа «Нимиц». Это и определяет возможности корабля в борьбе за живучесть.
Как же тогда погибли гигантские «Ямато» или «Мусаси»? С ними еще проще – они не смогли выйти на дистанцию применения своего оружия, попав под удары палубных бомбардировщиков. С каждой атакой повреждения линкоров накапливались, пока не достигли критического уровня.
Конечно, все не так однозначно. Многое зависит от конструкции корабля, его технического состояния и подготовки экипажа. Вот замечательный пример:
В ночь на 29 ноября 1944 года подлодка USS Archer-Fish атаковала «Синано» - крупнейший авианосец Второй Мировой, полным водоизмещением 70 000 тонн. В цель попали 4 торпеды, через 7 часов японский авианосец затонул. Прошло всего 17 часов, как он вышел в свой первый боевой поход (!)
После торпедной атаки «Синано» сохранил ход и боеспособность. Но вода стала быстро распространяться по помещениям авианосца, корабль лишился электроэнергии и стал крениться набок. Все объясняется тем, что «Синано» был экстренно введен в состав Императорского флота, несмотря на массу недоделок (например герметичные переборки оказались негерметизированы). Личный состав впервые ступил на палубу корабля несколько дней назад – матросы не были знакомы с планом внутренних помещений и не знали, что предпринять. Попросту говоря, недостроенный и неиспытанный авианосец был небоеготов.
В огне...горит!
Многих удивила возможность сравнения современных средств поражения с атаками камикадзе во время Второй Мировой. Давайте еще раз вернемся к этой истории. Что представлял собой стандартный камикадзе? Изношенный «Зеро» с 250 кг бомбой под одним крылом и ПТБ под другим. Вскоре появился «продвинутый» вариант камикадзе – реактивный самолет-снаряд Yokosuka MXY7 «Ока»: 1000…1500 килограмм взрывчатки на околозвуковой скорости. Система управления надежнее некуда. Живой человек – это вам и селекция целей, и противозенитные маневры, и ракета-лидер…
После первых атак камикадзе стало ясно: ударный авианосец самоубийственной атакой не потопить. Японские летчики изменили тактику – теперь удары наносились в самые чувствительные места: по самолетоподъемникам и скоплениям самолетов на палубе. В результате единственным из крупных авианосцев, серьезно пострадавшим от атаки камикадзе, стал «Банкер Хилл». Два камикадзе, взорвавшись в гуще самолетов на палубе, вызвали многочасовой пожар и три сотни убитых моряков.
В заливе Лейте камикадзе повезло больше - им все-таки удалось утопить авианосец «Сент-Ло». В чем секрет успеха? «Сент-Ло» был эскортным авианосцем водоизмещением 8000 тонн. Ударный авианосец японцам так и не удалось уничтожить, несмотря на многочисленные попытки.
Нужно отметить, что первый американский авианосец с бронированной палубой (тип «Мидуэй») появился только в 1946 году. Поэтому некоторые камикадзе пробивали полетную палубу и исчезали в ослепительной вспышке внутри корпуса корабля. Насчет пробивной силы той же «Оки» сомневаться не приходится: 12 апреля 1945 года эсминец USS Stanley был пробит такой «штучкой» насквозь – что его и спасло – «Ока», вылетев из корпуса, сдетонировала на некотором расстоянии от эсминца.
Zippo
Иногда в качестве примера неудовлетворительной живучести авианесущего корабля приводят случай пожара на авианосце «Форрестол». 29 июля 1967 года около 10:50 по местному времени 127-мм реактивный снаряд Mk 32 «Zuni» неожиданно сработал из-за скачка напряжения при переключении с внешнего источника питания на внутренний. Ракета перелетела через полётную палубу и ударила в ПТБ под крылом штурмовика A-4 Skyhawk. Бак сорвало с крыла и топливо JP-5 воспламенилось. От перегрева рванули топливные баки других самолётов, пламя распространилось по палубе. Сдетонировало 9 бомб, разлетающаяся шрапнель убила пожарную команду. Взрывы пробили в бронированной палубе отверстия, через которые горящее топливо стало стекать во внутренние помещения и на палубу ангара. Пожар был потушен через 14 часов. Погибло 134 человека. Огонь разрушил корму авианосца, из 90 самолетов 21 сгорел и был сброшен за борт.
Главным виновником пожара всегда называют неуправляемую ракету «Зуни» - действительно, интересно, как эта крошка причинила такой ущерб. Хотя, это не совсем так. Если детально разобраться в ЛЮБОЙ крупной аварии, причиной всегда окажется какая-нибудь мелочь – искра, микротрещина, чья-то халатность. Достаточно вспомнить пожар на РПКСН «Екатеринбург» - разбившийся плафон и нарушение техники безопасности привели к миллиардному ущербу. Поэтому говорить, что виновата только «Зуни» некорректно. Такова специфика работы палубной авиации, поэтому иногда происходят такие случаи.
Бризантность
Большинству из нас трудно представить взрыв сотен килограммов взрывчатого вещества. Чрезвычайно живуч миф, о том, что детонация такого количества адской смеси подобно вселенскому апокалипсису, сжигающему все на своем пути. Давайте обратимся к фактам из истории военных конфликтов.
Например, триумфальное потопление эсминца «Эйлат». Вечером 21 октября 1967 года эсминец получил в надстройку ПКР П-15 «Термит», выпущенную с египетского катера. Через секунду, вторая ракета прошила борт и уничтожила машинное отделение. Пылающий эсминец потерял ход и лишился электроэнергии. Через минуту третья ракета врезалась в корму, и экипаж оставил обреченное судно. Едва только плоты отвалили от переворачивающегося корабля, как четвертая ракета ударила в днище и «Эйлат» отправился на дно кормить рыб. Из 200 человек экипажа погибли 47 моряков.
П-15 «Термит» - противокорабельная ракета советского производства. Стартовая масса – 2,5 тонны. Маршевая скорость – 0,95М. Масса боевой части – 500 кг. «Эйлат» - бывший английский эсминец HMS Zealous, год постройки -1944, водоизмещение – 1700 тонн.
Итог весьма странный: для потопления корабля водоизмещением 1700 тонн потребовалось как-минимум 2 попадания ПКР с 500-кг боевой частью!
БПК "Отважный". Последние минуты
Следующая история произошла 30 августа 1974 года в районе Севастополя. В результате пожара в кормовом ракетном погребе погиб БПК «Отважный». Всего там в 2 барабанах находились 15 ракет ЗРК «Волна». Что представляет собой зенитная ракета В-600? Первая ступень - пороховой реактивный двигатель ПРД-36, снаряженный 14 цилиндрическими пороховыми шашками, общим весом 280 кг. Вторая ступень представляет собой ракету, выполненную по аэродинамической схеме "утка" с крестообразными крыльями и рулями. Двигатель второй ступени снаряжен пороховой шашкой весом 125 кг. Боевая часть ракеты - осколочно-фугасная, с готовыми поражающими элементами. Общий вес боевой части - 60 кг, из них 32 кг - сплав тротила с гексогеном и 22 кг - поражающие элементы.
В итоге, в кормовом погребе БПК почти одновременно сдетонировало 6000 кг пороха и 480 кг взрывчатки! Но корабль водоизмещением 5000 тонн не превратился в пыль и даже не развалился на части. От момента взрыва до затопления корабля прошло более 5 часов, все это время экипаж боролся за живучесть корабля. Пожар распространялся по отсекам, пока не добрался до глубинных бомб и цистерны авиакеросина.
БПК «Отважный», несмотря на то, что был обречен, показал отличную живучесть. В результате страшного внутрикорпусного взрыва погибло всего 19 человек из экипажа корабля.
Опираясь на эти факты, можно сделать следующий вывод: взрывы боевых частей ПКР, содержащие сотни килограммов взрывчатки, несмотря на свою колоссальную мощь, не могут нанести гарантированные критические повреждения даже малым кораблям.
Финал темы
Судя по многочисленным отзывам, многие читатели в своих рассуждениях повторили ошибку советского морского командования. Ведь главное, для чего создан Флот – это не уничтожение АУГ. И даже не борьба с подводными стратегическими ракетоносцами.
Главной задачей Военно-Морского Флота, в самом широком смысле, всегда было содействие успехам наземных войск. Это еще понимал царь Петр, когда брал Азов. И эффективнее всего с этой задачей справляется флот, имеющий в своем составе авианосные корабли.
Авианосцы не всесильны, при должном подходе, ценой серьезных потерь, их можно уничтожить. И в Третьей Мировой войне авианосцы, скорее всего, окажутся бесполезны (например американцы всегда отрицают наличие атомного оружия на их палубах, а последний специализированный палубный носитель термоядерных зарядов А-5 «Виджленте» был создан в конце 50х.) АУГ – это инструмент для повседневного использования, лучшее средство для локальных войн, защиты морских коммуникаций, и решения других, не менее важных задач, в интересах своей страны.
Действительно, как справедливо отметил кто-то из читателей, в сегодняшних реалиях для ВМФ Российской Федерации предпочтительнее иметь 10 фрегатов, чем 1 авианосец. Но ведь у россиян есть будущее. Не пора ли уже сегодня начать думать о нем?
Комментариев нет: