Музей в музее-заповеднике Коломенское
Возле ворот мы купили билеты в музей.
Уникальное собрание музейных предметов повествует о судьбе Коломенского и его окрестностей с древнейших времен (5-3 тыс. до н.э.) до начала XX в.
В залах музея впервые представлены археологические находки, свидетельствующие о том, что Коломенское – одно из древнейших населенных мест на территории современной Москвы. В течение тысячелетий по берегам нижнего течения Москвы-реки жили, сменяя друг друга, первобытные охотники каменного века, скотоводы и земледельцы эпохи «раннего железа» (дьяковская археологическая культура), славяне-вятичи.
В пределах территории музея-заповедника было открыто несколько древнерусских "селищ" 12 - 13 веков.
1.первый зал самый древний, думаю...
С 14 века Коломенское становится вотчиной московских великих князей, а с 16 столетия загородной усадьбой русских царей.
Царские врата! При великом князе Василии III (1505-1533 г.г.) в Коломенском возводят первые государевы хоромы и дворцовую церковь Вознесения Господня. Одним из уникальных экспонатов, дошедших до наших дней, являются Царские Врата от первого иконостаса церкви 1532 года.
Второй зал:
Любителям коллекционировать колокола в этом музее раздолье!
Оклады и иконные киоты, пелены, различного рода иконные приклады по замыслу их создателей подчёркивали значение образа как источника Божественной благодати.
Живопись иконы, закрытая серебряным окладом, находясь в иконостасе, приобретала символическое значение святого дара, заключённого в реликварий.
Представленные в зале иконы и ранняя облицовочная керамика относится к произведениям московской придворной культуры грозненской эпохи. После принятия Иваном Грозным царского титула особое значение приобрели образы святых равноапостольных Константина и Елены - первых христианских правителей Римской империи, а также образ святого Иоанна Предтечи.
Продолжая благочестивые традиции царственных предков, государь делал богатые вклады в церкви и монастыри. К 200-летию основания подмосковного Николо-Угрешского монастыря Иван Грозный сделал щедрый вклад - подарил монастырю монументальный образ - Спас на убрусе. Не рыдай мене мати".(особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате):
Икона двусторонняя 1570-е годы. Дерево, темпера. 140 × 118 Происходит из местного ряда иконостаса Никольского собора Николо-Угрешского монастыря.
Висит в этом зале на стене:
Со второй половины 17 века в системе декора храмовых иконостасов стала широко применяться золочёная резьба по дереву. Мерцающее золото иконостаса олицетворяло представление русского человека о красоте заповедных "райских кущ".
Особое смысловое значение придавалось орнаментике царских врат, которые символизируют вход в рай. Их украшают причудливо переплетённые побеги, сияющие золотым светом. Этот свет - символ нетления райского сада, отблеск небесной благодати, излитого на него Творцом.
Ещё один зал:
Древние изразцы:
Печь характерная для второй половины 18 века печь, облицованная яркими многоцветными изразцами:
Воссоздание приказной палаты Коломенского, интерьер второй половины 17 - начала 18 века.
Стены палаты были обиты красным сукном, укреплённым вверху зелёными деревянными резными карнизами.Потолок обтянут левкашенным холстом.
На столах находятся книги и письменные принадлежности, необходимые приказчику, управляющему хозяйством усадьбы, и его помощникам для ведения делопроизводства. Это чернильницы, столбцы ( узкие склеенные полосы бумаги для письма), шандалы ( подсвечники для восковых и сальных свечей).
На пристенных лавках стоят: шкаф для книг, сундучки -"теремки", сундучок - "подголовок" с покатой крышей для хранения документов. На ночь его можно было ставить под голову.
В красном углу на специальной полке - киоте помещены шесть икон. на полу стоят сундуки предназначенные для хранения важных бумаг ли "мягкой рухляди" - тканей и мехов.
В одном из залов по центру был выставлен макет царского дворца, до которого, к сожалению, по причине нашего сильно древнего возраста, мы не дошли, но о котором много читали и видели много красивых фото.
Во второй половине 17 века царь Алексей Михайлович осуществил перестройку любимой загородной резиденции. Началось строительство деревянного дворца лучшими мастерами того времени.Расписывали здание лучшие иконописцы. Сказочная красота дворца восхищала современников.
Иноземных гостей поражало необычное для европейской архитектуры обилие и многообразие высоких - до 20-30 метров, теремов, составляющих дворец; затейливость крылец, галерей, чердаков, внутренних двориков.Особенно прихотливы были кровли, венчавшие терема: "шатры", "бочки", "луковицы", "шатровые двойни", "кубоватые крыши".
Дворец не имел единого фасада и требовалось обходить весь дворец со всех сторон. Около 3 000 слюдяных окон освещало 270 комнат дворца. Все помещения терема соединялись переходами и галереями. Царь, царица и царские дети жили в отдельных покоях.Крытая галерея соединяла дворец с церковью Казанской иконы Божьей матери, строительство которой тоже было завершено в царствование Алексея Михайловича.
К середине 18 столетия дворец пришёл в ветхость и в 1768 году был разобран по указу императрицы Екатерины II. Перед эти были выполнены графические изображения, планы и чертежи, по которым в наше время восстановили дворец, но , безусловно, не стопроцентно...
Его мы не увидели, но прошли мимо красивой церкви Казанской иконы Божьей матери.
Купола-луковички очень красивые...
Продолжаем свой поход по музею....
Узкими лестницами поднимались выше. а потом опускались вниз, в подвал...
В залах наверху тоже было интересно...
Огромный канделябр:
Стеклянные витрины с экспонатами.
Стихарь - одежда для богослужения у дьяконов и дьячков. Фабрика Сапожникова, конец 19 века. Рытый аксамиченный бархат Из церкви Казанской Богоматери:
Сундук:
Предметы крестьянского быта :
Лодка:
Староверы составляли примерно половину жителей селений. В 19 веке в Коломенском находилась старообрядческая молельня и был построен молитвенный дом во имя великомученика Георгия.Молельни существовали и в других сёлах.
Образцы одежды:
Спустились мы и вниз в подвалы Полковничьих палат. Во второй половине 17 века здесь были устроены ледники, в которых ранили продукты и вина для царского стола.
Первый директор музея собрал уникальную коллекцию белого камня, насчитывающую более 4 тысячи предметов - детали архитектурного убранства храмов и гражданских сооружений Москвы, разрушенных в 20-30х годах 20 столетия.
В 17 веке резьба по белому камню московской школы переживает расцвет. Русские мастера продолжают традиции русских зодчих.
Во второй половине 17 века рельеф в традициях ренессанса, оставшийся в пределах плоскости, уступает место барочному декору зданий.
Появляются круглые колонки, обвитые виноградными лозами,украшенные рельефными плодами, и зачастую, раскрашенные различными цветами.
В музее есть даже золотая кладовая.
Комментариев нет: