Итоги 2011 года в картинках: ВВС — часть 1
Предлагаю Вашему вниманию фотообзор, посвящённый новым или модернизированным самолётам различного назначения, пополнившим ряды отечественных ВВС в минувшем году.
Учитывая специфику темы, я не ставил цель найти и выложить фотографии ВСЕХ бортов, да и зачем облегчать жизнь «вероятным друзьям»? Также прошу учитывать, что точную информацию о передаче того или иного самолёта (т.е. дату подписания акта сдачи-приёмки) в открытом доступе найти почти невозможно, в отличии от гражданской авиации. Да и офицальными пресс-релизами, посвящёнными военной тематике, самолётостроительные фирмы балуют редко, приятное исключение — компания «Сухой». Поэтому некоторые даты предположительны.
В общем, прошу не судить строго! Любые дополнения приветствуются!
1. Учебно-боевой самолёт Як-130. Изготовитель — НАЗ «Сокол» (Нижний Новгород).
2011 — 8 шт (2010 — 4 шт).
В 2011 году Учебный авиационный центр ВВС России в Борисоглебске (Воронежская область) получил 8 новых реактивных учебно-боевых самолётов Як-130.
Самолёты получены с НАЗ «Сокол» двумя партиями:
1-я — 6 апреля — 5 шт (б/н 21, 22, 23, 24, 25 «белый»)
2-я — 30 июня — 3 шт (б/н 26, 27, 28 «белый»)
Один из них можно было видеть в экспозиции МАКС-2011:
Тем самым было завершено выполнения первого контракта на 12 УБС Як-130 для Министерства обороны, заключённого в апреле 2005 года. Ещё 4 Як-130 были поставлены в 2010 году в липецкий Центр боевого применения и переучивания личного состава ВВС (б/н 90, 91, 92, 93 «красный»).
7 декабря 2011 года между МО РФ и ОАО «Корпорация «Иркут» был подписан второй контракт на поставку ВВС России ещё 55 УБС Як-130. Сборку самолётов будет выполнять Иркутский авиазавод, первая партия будет поставлена уже в 2012 году.
2. Многоцелевой истребитель Су-27СМ(3). Изготовитель — КнААПО им. Ю.А.Гагарина.
2011 — 12 шт (2010 — нет).
18 августа 2009 года на авиасалоне МАКС-2009 был заключён контракт на поставку ВВС России 64-х истребителей разработки АХК «Сухой»: 4-х Су-30МК2, 12-ти Су-27СМ(3) и 48-ми Су-35С.
Первые самолёты по этому контракту, 4 двухместных истребителя Су-30МК2, были изготовлены и по информации журнала «Взлёт» переданы ВВС в 2010 году.
А в 2011 году была завершена поставка модернизированных многоцелевых истребителей Су-27СМ(3). В отличии от 48 Су-27СМ, поставленных Министерству оборону в 2004-2009 годах и модернизированных на в процессе капитального ремонта строевых Су-27, переданные в прошлом году истребители — машины новой постройки. Истребители были изготовлены КнААПО им. Ю.А.Гагарина (Комсомольск-на-Амуре) и переданы ВВС 3-мя партиями (по 4 самолёта в каждой).
Первая партия была передана ВВС в середине февраля (б/н 51, 52, 53, 54 «красный»):
Су-27СМ(3) с б/н 51 можно было видеть в экспозиции МАКС-2011.
Вторая партия была передана ВВС в ноябре (б/н 55, 56, 57, 58 «красный»):
Третья (заключительная) партия была передана ВВС в декабре:
Все истребители Су-27СМ(3) поступили на авиабазу ВВС в Крымске (Краснодарский край).
3. Многоцелевой истребитель Су-35С. Изготовитель — КнААПО им. Ю.А.Гагарина.
2011 — 2 шт (2010 — нет).
После завершения поставок Су-30МК2 и Су-27СМ(3) по контракту 2009 года одной из наиболее важных задач, в значительной степени определяющей производственные планы КнААПО на ближайшие 4 года, является запуск в серийное производство нового многофункционального истребителя Су-35С.
Минувшей весной сборка первого серийного истребителя завершилась, а 3 мая 2011 года
лётчик-испытатель ОКБ «Сухого» Сергей Богдан впервые поднял Су-35С-1 в воздух.
К середине мая приёмо-сдаточные испытания, включавшие 7 полётов, были успешно завершены.
27 мая головной Су-35С (б/н 01 «чёрный») взлетел с аэродрома в Комсомольске-на-Амуре и на следующий день, совершив по пути две промежуточные посадки для дозаправки, прибыл в Государственный лётно-испытательный центр МО в Ахтубинске. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель ГЛИЦ полковник Алексей Пестриков.
В Ахтубинске истребитель будет принимать участие в государственных совместных испытаниях, по окончании которых будет принято решение о начале поставок истребителей этого типа в строевые части ВВС России. Испытания, в которых также принимают участие опытные образцы Су-35-1 (б/н 901) и Су-35-2 (б/н 902), были начаты 15 августа. Как ожидается, в ГСИ примут участие ещё несколько серийных Су-35С, достраивающихся на КнААПО.
2 декабря в Комсомольске-на-Амуре в воздух поднялся второй серийный истребитель Су-35С.
4. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. Изготовитель — КнААПО им. Ю.А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре).
2011 — 2 шт (2010 — 1 шт). Опытные, ВВС не передавались!
Не менее важной программой, осуществляемой ОАО «Компания «Сухой», является создание Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).
3 марта 2011 года в Комсомольске-на-Амуре впервые поднялся в воздух второй лётный экземпляр истребителя пятого поколения Т-50. Первый полёт продолжительностью 44 минуты выполнил заслуженный лётчик-испытатель России Сергей Богдан, чуть более года назад,
29 января 2010 года, поднявший в небо и первый прототип истребителя.
После нескольких приёмо-сдаточных полётов в Комсомольске-на-Амуре 2-й лётный экземпляр самолета (Т-50-2) 3 апреля 2011 года на борту транспортного самолёта Ан-124 „Руслан“ был перебазирован в Жуковский, что позволило повысить интенсивность лётных испытаний.
В августе оба лётных экземпляра Т-50 приняли участие в демонстрационных полётах во время авиасалона МАКС-2011.
22 ноября 2011 года в Комсомольске-на-Амуре впервые поднялся в воздух третий лётный экземпляр истребителя пятого поколения. Пилотировал Т-50-3 Заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан, которому за участие в испытаниях перспективных истребителей было присвоено звание Герой России.
Планируется, что Т-50-3, первым из прототипов ПАК ФА, будет оснащён бортовой РЛС с АФАР и полным комплексом оптико-электронной интегрированной системы.
Лётные испытания РЛС с АФАР на борту Т-50-3 начнутся в этом году в Жуковском.
5. Фронтовой бомбардировщик Су-34. Изготовитель — НАПО им. В.П. Чкалова (Новосибирск).
2011 — 6 шт (2010 — 4 шт).
В 2011 году авиабаза ВВС России Балтимор под Воронежем первой из строевых частей получила 6 новых фронтовых бомбардировщиков Су-34. Самолёты получены с НАПО двумя партиями:
1-я — 12 декабря — 4 шт (б/н 01, 02, 03, 04 «красный»)
2-я — 22 декабря — 2 шт (б/н 05 и 10 «красный»)
Поставка осуществляется в рамках заключенного в декабре 2008 года государственного пятилетнего контракта на поставку 32-х Су-34 для Министерства обороны РФ.
Первые 4 бомбардировщика по этому контракту были переданы ВВС в 2010 году.
Всего на вооружении ВВС России сейчас находятся 15 Су-34.
5. Турбовинтовой пассажирский самолёт Ан-140-100.
Изготовитель — «Авиакор» (Самара).
2011 — 1 шт (2010 — нет).
6 августа 2011 года в Самаре совершил первый полёт Ан-140-100 №41254 — первый самолёт этого типа, предназначенный для ВВС России. После завершения испытаний и окраски в цвета ВВС самолёт совершил перелёт из Самары в Жуковский, где его можно было видеть в экспозиции авиасалона МАКС-2011.
К концу 2011 года (по другим данным — в начале 2012 года) самолёт должен был перелететь на аэродром Чкаловский и использоваться для перевозки личного состава, грузов, почты и других специальных задач.
В мае 2011 года между МО РФ и ОАО «Авиакор» подписан трёхлетний контракт на поставку ещё 9 самолётов Ан-140-100.
7. Самолет специального назначения Ту-214ОН.
Изготовитель — КАПО им. С.П. Горбунова (Казань).
2011 — 1 шт (2010 — нет).
1 июня 2011 года в Казани совершил первый полёт самолет специального назначения Ту-214ОН, изготовленный по программе «Открытое небо». Самолет разработан ОАО «Туполев» (главный конструктор самолёта – Игорь Кабатов) и построен на КАПО по заказу головного исполнителя программы «Открытое небо» – ОАО «Концерн радиостроения «Вега».
По данным концерна «Вега», Ту-214ОН «является первым среди самолётов 34 государств – участников Договора, оборудованным всеми разрешёнными Договором средствами наблюдения: четырьмя аэрофотоаппаратами, тремя телевизионными камерами, радиолокатором с синтезированной апертурой антенны и инфракрасным устройством линейного сканирования». Блоки специального оборудования размещаются в специальных люках и обтекателях фюзеляжа, а внутри салона оборудованы рабочие места операторов и наблюдателей.
Самолёт участвовал в авиасалоне МАКС-2011. После завершения всех испытаний он будет передан Министерству обороны России.
Согласно пресс-релизу концерна «Вега», в рамках Договора «Открытое небо» на КАПО ведется сборка еще одного самолета Ту-214ОН.
Всего в 2011 году для ВВС России было построено 30 новых самолётов различного назначения и 2 опытных образца истребителя 5-го поколения Т-50.
За исключением 3-х самолётов, по которым нет точных данных (1 Су-35С, 1 Ан-140-100 и 1 Ту-214ОН), а также 2-х прототипов ПАК ФА, все остальные самолёты переданы ВВС и прибыли на аэродромы постоянного базирования.
Комментариев нет: