Гёреме - Музей под открытым небом
Над всей Каппадокией снова безоблачное небо, и самое время посетить главный местный музей, который называется просто и незатейливо: Музей под открытым небом, Open Air Museum. Добраться до него очень просто: всего лишь пройти минут 20 пешком вдоль трассы, ведущей на восток от Гёреме в направлении Ортахисара:
Дорога проходит незаметно, поскольку посмотреть по сторонам есть на что:
***
Музей под открытым небом Гёреме, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - это расположенный на небольшом участке комплекс вырезанных в скалах пещерных христианских церквей и монастырей, датируемых 10-12 веками, в большинстве которых сохранились "родные" (по крайней мере, местные служители в один голос уверяют, что это оригиналы. Правда, не исключаю, что их должности обязывают так говорить) фрески.
Вход в Музей платный, а стоимость посещения вполне соответствует юнесковскому статусу - 30 лир (примерно около 500 рублей), что по турецким масштабам недёшево, но в сравнении с европейскими расценками недорого. Надо быть готовыми к тому, что народа будет очень много: туристических автобусов сюда приезжает ещё больше, чем в подземные города. Поэтому лучше всего сразу попытаться "поймать волну" и пристроиться где-то между идущих друг за другом (какой-никакой интервал, а будет) групп.
Территория Музея довольно небольшая, церкви расположены кучно, практически одна рядом с другой, так что на полный осмотр вряд ли уйдёт больше часа (если, конечно, не рассматривать досконально каждую фреску, для чего надо быть очень большим любителем этого жанра). Интерес представляют преимущественно интерьеры: внешне многие церкви представляют собой просто отверстия, ведущие внутрь скалы (как на фото ниже), и только несколько имеют простенькие "фасады".
Поэтому я сразу решил, чтобы потом отделить одну церковь от другой, перемежать их фотографиями панорам самого Музея и его окрестностей. Ну а поскольку я вряд ли смогу установить названия каждой церкви (честно говоря, даже и стараться не буду, подозревая, что для подавляющего большинства это, скажем честно, не так уж и важно), то именно так я и построю иллюстративно свой рассказ о Музее под открытым небом: интерьеры - внешние виды - снова интерьеры - и так далее. И если при этом какие-то церкви смогу идентифицировать по именам, то их, естественно, скрывать тоже не буду.
Вообще говоря, снимать внутри большинства церквей запрещается, так что, каюсь, мои фотографии - это самая что ни на есть "контрабанда", в чём я искренне признаюсь, но в качестве смягчающего обстоятельства прошу учесть, что при этом я не нанёс никому никакого ущерба, даже фрескам, поскольку все фото были сделаны без вспышки.
Начну я с часовни св. Василия, посвящённой, по всей видимости, одному из так называемых Великих каппадокийцев (внесших весомый вклад в превращение христианства из живого учения Иисуса в догматическую религию соборов и "духовной" номенклатуры) – жившему в 4 веке Святому Отцу Василию Великому. Её "визитная карточка" - фреска, изображающая Георгия-Победоносца.
Кстати, эти фотографии можно назвать "условно легальными". Когда предыдущая группа китайцев (простите, туристов) вышла из церкви, а другая ещё не зашла, местный смотритель (внутри каждой "фресочной" церкви бдит свой служитель) сказал что-то вроде "снимай, пока никого нет". Не знаю, чем была вызвана такая щедрость; будь то Египет, вопрос бы однозначно стоял о бакшише. А здесь - кто его знает...
***
***
Одним из самых известных храмов гёремского Музея является обильно украшенная фресками Яблочная церковь (Церковь Яблока) 11 века. История возникновения столь необычного названия канула в глубины веков: по одной версии, перед её входом когда-то росли яблони, по другой - из-за красного шара в руке Архангела Михаила на одной из фресок.
Честно говоря, с трудом верится, что фрески оригинальные... Или местный климат действительно настолько способствует их сохранности?
Несколько типичных интерьеров разных "безымянных" (для меня) церквей:
***
***
Красно-коричневые фрески церкви св. Варвары, похожие на детские рисунки - одни из самых узнаваемых.
***
***
Змеиная церковь, названная так, возможно, по сцене убиения очередного дракона (змия) на одной из фресок:
А это помещение - не храм, а трапезная. В ней легко узнаются вырезанные из камня длинный стол и скамья вдоль него.
***
***
Ещё одна "безымянная" церковь:
И ещё:
***
***
Некоторые церкви расположены на верхних "этажах". Одна из них украшена крестами, очень напоминающими мальтийские. И это не полёт фантазии: она так и называется - церковь Мальтийских крестоносцев. Хотя в чём именно заключается связь со знаменитым Орденом рыцарей-иоаннитов, похоже уже не знает никто (меня, как особого любителя Мальты, этот вопрос заинтересовал в первую очередь, но все попытки докопаться до ответа окончились безрезультатно...).
Здесь тоже есть своя небольшая трапезная:
***
***
Мальтийские кресты можно увидеть и на Церкви с сандалиями, название которой происходит от двух отпечатков, похожих на следы, около входа в церковь. Если честно, я их не увидел...
***
***
Небольшая часовня св. Екатерины с изображением Христа Пантократора на центральной фреске:
***
***
Возможно, самая известная здесь церковь - Тёмная, единственная на территории Музея под открытым небом, за посещение которой надо платить отдельно (что-то около 8-10 лир). И, пожалуй, единственная, фрески которой откровенно отреставрированы. Впрочем, на то была "уважительная причина": на протяжении долгого времени (вплоть до середины 20 века) она использовалась в качестве голубятни. Потребовалось целых 14 (!) лет, чтобы соскоблить и отмыть голубиный помёт с её стен.
А посетить Тёмную церковь, на мой взгляд, стоит. Её действительно темноватые интерьеры, раскрашенные фресками в преобладающих золотисто-синих тонах, производят впечатление. Вот одно-единственное фото, сделанное совсем украдкой, из-за угла, практически с улицы:
***
***
А эта гора - не совсем гора, а многоэтажный Девичий монастырь, в котором проживало ... около 300 (!!!) монахинь.
***
Самая же великолепная пещерная церковь Гёреме находится за пределами Музея под открытым небом - на другой стороне дороги практически напротив входа (тем не менее, войти в неё можно по "общему" музейному билету). Церковь Пряжки (Tokali Kilise, о происхождении названия не спрашивайте – не знаю) 10 столетия - пожалуй, самое потрясающее скальное сооружение, что я когда-либо видел, которое я могу поставить в один ряд с иорданской Петрой ("форматы" у них, конечно, несколько разные, но почему-то приходит на ум именно такая параллель). К сожалению, контроль за соблюдением "ноу фото" здесь строгий, поэтому я не стал и пытаться - всё равно передать ЭТО очень сложно. К счастью, на свете существует такая вещь, как youtube:
https://www.youtube.com/watch?v=o5BWGFkkE9o
Ну и мир, как говорится, не без добрых людей:
Комментариев нет: