Экскурс в "нехорошую квартиру", Булгаковский дом и другие интересные места
На глаза попалась книга "Воспоминания" Л.Е.Белозерской-Булгаковой, перечитала за несколько дней (есть такие книги, которые хочется перечитывать) и в голову забрела мысль: а не походить ли по булгаковским местам Москвы. Л.Е.Белозерская - вторая жена писателя Булгакова М.А., с которой он прожил 8,5 лет до 1932 года. Любовь Евгеньевна прожила долгую жизнь (1895-1987) и оставила интересные воспоминания о жизни в эмиграции и в Москве. Подумала - осуществила. День выбрала среди недели - четверг, именно в этот день музеи Москвы работают с 12 до 21 часа. Жара спала, дождя не обещают, хотя пасмурно и неба голубого не будет.
Начать решила с Большой Садовой, 10, где находятся сразу два музея, в том числе, "нехорошая квартира".
Оптимальный для меня вариант поездки от метро Царицыно до станции Маяковская - прямая линия без пересадок.
Выходить нужно к Концертному залу имени П.И.Чайковского.
В начале 20 века на этом месте был театр "Буфф-миниатюр", потом театр "Зон" и в 1922 году разместился театр Всеволода Мейерхольда. И только в 1940 году здание принято тот вид, который мы видим сейчас. Модерново-конструктивистское здание архитектора Д.Чечулина с замечательной акустикой.
Оглядимся по сторонам.
Маяковский стоит на своем месте, с ним Булгаков играл в бильярд, несмотря на сложность взаимоотношений. А познакомились они в редакции одной из газет, о чем написал в своих воспоминаниях Валентин Катаев ("Трава забвения"). Творчество Булгакова поэту не нравилось, а спектакль "Дни Турбиных" Маяковский вообще призывал бойкотировать.
"Если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно!" - вспомнились слова поэта ( не помню откуда и за пунктуацию не ручаюсь). Совершенно разные поэт и писатель, разные судьбы и характеры , но они оставили после себя свое творчество, которое кому-то нравится, кому-то не очень. Но то, что у Булгакова есть ярые фанаты, можно увидеть в подъезде дома, в котором он жил. Но обо всем по порядку.
О Триумфальной площади уже писала, когда шла от одной высотки ( на Баррикадной ) до другой на Большой-Садовой ( с заходом в Дом-музей Чехова А.П.), поэтому не буду повторяться.
Следующее здание - Театр сатиры.
В начале 20 века на этом месте был цирк Никитиных, от которого сохранился купол. Раньше его как-то не замечала.
Это место смело можно назвать булгаковским местом: Доктор Борменталь в романе "Собачье сердце" повел Полиграфа Шариков в цирк смотреть слонов, кошек, как мы знаем, он не любит.
К театру примыкает сад "Аквариум", в котором находится еще один театр - Театр Моссовета. Судя по афише здесь идут неплохие спектакли, надо будет наведаться.
Этот сад Булгаков мог видеть из окна кухни своей квартиры № 50 в доме № 10 по Большой Садовой, которая здесь совсем рядом. В романе "Мастер и Маргарита" Булгаков называет этот сад летним и располагает здесь варьете.
Здесь можно назначать место встречи: уютный зеленый оазис среди шумного мегаполиса в центре Москвы.
После кафе "Шоколадница" надо завернуть в арку. А можно пройти через кафе (у него два входа: со стороны улицы и со стороны музеев).
Заблудиться трудно. Музей "Булгаковский дом" 302бис - стилизованная вывеска под начало 20 века не позволит пройти мимо.
Пятиэтажный серый дом в стиле модерн принадлежал московскому купцу Илье Пигиту- владельцу табачной фабрики "Дукат", который сдавал его в наем профессуре, художникам, музыкантам. В этом доме Есенин познакомился с Дункан. Вроде бы обычный доходный дом, но сколько историй связано с ним....На последнем этаже помещения с большими окнами: здесь в квартире 40 была мастерская художника Петра Кончаловского. Знакомая фамилия, не правда ли? Это дед известных режиссеров по линии матери Натальи Петровны Кончаловской.
Этажом ниже в квартире 38 мастерская художника Георгия Якулова, работы которого можно увидеть в Париже и Ереване, и в Москве, разумеется. Мастер разноцветных солнц, богемный персонаж начала 20 века, входил в "Орден имажинистов" - это все о нем. Имел прозвище Жорж Великолепный. Знаменитый его портрет работы Петра Кончаловского можно посмотреть в Третьяковке. Наталья Якулова - его жена, не менее интересный персонаж того времени. Есть мнение, что она послужила прообразом Зойки из "Зойкиной квартиры", хотя некоторые искусствоведы с этим не согласны, но о сходстве характеров подметили близкие из окружения писателя.
В доме находятся два музея: в крайнем подъезде музей "Булгаковский дом", а рядом - на 4 этаже коммунальная квартира № 50, где жил писатель со своей первой женой Татьяной Лаппа с осени 1921 года до лета 1924 года. Это и есть "нехорошая квартира". Почему нехорошая? Когда писатель работал над "Мастером и Маргаритой" встал вопрос, где поселить Воланда и его компанию. Вот писатель и поселил его в коммунальную квартиру № 50, где кроме Булгакова с женой жили еще 16 человек.
На входе в Булгаковский дом посетителей встречают Коровьев и Бегемот работы скульптора Александра Рукавишникова.
Желающие могут написать письмо Мастеру.
А вот расписание музеев меня не порадовало, один работает с 13, другой с 14. А я приехала к 12. Булгаковский дом работает без выходных, в пятницу и субботу с 13.00 до 01.00.
Небольшая посиделка в "Шоколаднице" проблему времени не решила. Кстати, драники с семгой и морковный фреш были вкусненькие.
Дополняю свои планы и решаю идти на Патриаршие пруды, вернее, один пруд. Ведь это тоже булгаковское местечко. Из первой главы "Никогда не разговаривайте с неизвестными": "Однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина" - позволю себе привести небольшую цитатку из известного романа. До этого места я еще дойду.
А пока иду по аллее архитектора Федора (Франца) Шехтеля.
Она совсем крошечная, несколько минут и впереди в Ермолаевском переулке "избушка непотребной архитектуры" ( со слов самого автора).
Ничего непотребного не увидела. Сказочный модерновый домик с башенками , в котором сейчас разместилось посольство какой-то страны, и увитый зеленью ресторанчик.
Кстати, ограда подлинная 1896 года, сохранилась.
А вот в Козихинском переулке увидела действительно непотребную архитектуру.
На входе к Патриаршим памятник И.Крылову с персонажами из его басен.
А с памятником Булгакову вышла такая история. Конкурс на установку памятника выиграл Александр Рукавишников , который предполагал установить скульптурный комплекс : сидящего на лавочке Булгакова и героев из "Мастера и Маргариты". В проекте был фонтан в виде примуса - героя коммунальных квартир в окружении дьявольских персонажей. Но жители окрестных домов воспротивились, и памятник не состоялся. Теперь отдельные его элементы разбросаны по районам Москвы.
На Патриарших многолюдно, практически все лавочки заняты, но одна нашлась и для меня на аллее, идущей вдоль Малой Бронной. Как потом оказалось из рассказа гида, скамейка, на которой в романе вели беседу Воланд, Берлиоз и Бездомный, предположительно находилась на этой аллее, примерно напротив дома № 32.
К музеям шла уже другими переулками, которые не менее интересны своими постройками.
Рядом с усадьбой 20 века дом 21 века.
Приятно смотреть на уютно оформленные и зазывающие уголки. Так и хочется заглянуть, но время торопит:
В музейном дворике стоял симпатичный автобус 302бис с портретом Булгакова.
Изначально не планировала , но соблазнилась и взяла билет на автобусную экскурсию "Булгаков и эпоха", которая называется экскурсия на трамвае 302бис, о чем не пожалела.Кстати, билет на экскурсию можно купить и по интернету.
До начала экскурсии было время посмотреть "нехорошую квартиру", перед подъездом которой красовалось такое объявление.
Клумбы как таковой не было, одна трава. Булгаковский дом мог бы привести этот уголок в порядок.Или так задумано: сорная трава и ничего более. Не поняла....
Квартира 50 находится на 4 этаже, но начиная с первого фанаты писателя исписали и изрисовали все стены.
Этого тоже не могу понять....
С интересом вхожу в квартиру-музей и начинаю осмотр.
Синий кабинет совсем и не кабинет. Здесь нет стола и стульев. Одни витрины с документами той эпохи, посвященные взаимоотношениям Булгакова и Горького. А выставка называется "Булгаков и Горький. Почему распался союз писателей". Документы и вещи той эпохи воссоздают то время и историю взаимоотношений писателей с момента их знакомства. Изначально Горький, проживая в Сорренто, поддерживал Булгакова и даже защищал его от Сталина, но потом пути писателей разошлись. В"Записках на манжетах" Булгаков написал следующее:
Не знаю. не знаю, я так не думаю.
Синий цвет был любимым у Булгакова, и он мечтал о кабинете с синими стенами.Как читала, раньше здесь был воссоздан кабинет писателя, который был у него в Нащокинском переулке. Жаль, что он куда-то подевался.
В комнате Булгакова, в которой он поселился с первой женой Татьяной Лаппа, уже можно увидеть мемориальные вещи.
Прежде всего это книжная полка с русалками и письменный стол. Стол принадлежал профессору Покровскому Н.М. (дяде Булгакова ). Профессор Покровский стал прообразом профессора Преображенского в "Собачьем сердце".
Книжную полку супруги купили на рынке в 1921 году.
Это был один из первых предметов их обстановки квартиры на Садовой. После развода она осталась у Татьяны Лаппа, а потом перешла к родственникам ее мужа. И, как видим, неплохо сохранилась, несмотря на свой почти столетний возраст.
В этой же комнате экспонируются работы художника, графика и иллюстратора Сергея Алимова, которые совсем не зацепили.
По кухне коммунальной квартиры можно ходить и смотреть долго. Небольшая по размеру, она вмещает множество экспонатов эпохи: смешных, забавных и забытых.
Интересна еще одна комната о всех жильцах дома № 50. Это интерактивный проект. Нажимаешь кнопочку с номером квартиры и на фасаде дома высвечивается окно с обитателями. А рядом с кнопочкой описание о тех, кто в ней проживал.
"В десять часов вечера под Светлое Воскресенье утих наш проклятый коридор" - так писал М.Булгаков в своем повествовании "Самогонное озеро".
В этом длинном и узком коридоре кипели коммунальные страсти-мордасти. Здесь жила Аннушка, которая разлила масло. ("Мастер и Маргарита"). В коммунальной квартире, действительно жила Анна Горячева, которая каждый вечер избивала своего сына и его вопли слушали все жители коммунальной квартиры.
О житье-бытье в коммунальной квартире, в которой водились также куры и поросята, писатель ярко описал в "Самогонном озере".
Еще в одну комнату я не попала, тьма народу, а мне пора на автобусную экскурсию.
На автобусной экскурсии понравился гид, интересно и много рассказывал и показывал, буквально сыпал цитатами из творчества Булгакова. Молодой человек явно увлечен Булгаковым и его творчеством. Изложение приятной интонацией, а не равнодушно и скучно, как иногда бывает. Жаль, что не посмотрела на бейджике его имя, но выражаю ему свою благодарность.
Судя по карте, составленной Булгаковским домом, в Москве 45 мест, связанных с Булгаковым. Все они разбросаны в разных местах города. Поэтому нам показали только те, что в ближайшей округе. Вернее, пытались показать место, где встретились Мастер и Маргарита и другие знаковые места.
Не понравилось то, что из окна автобуса летом видна одна листва деревьев, а выходов из автобуса не было. Поэтому эта экскурсия, должно быть, хороша зимой или поздней осенью после листопада. А лучше всего, набравшись информации, ходить пешком. Поэтому без фотографий не имеет смысла писать об этом.
В экскурсию входит также посещение Булгаковского дома, в котором в булгаковские времена размещалась жилконтора, где работали такие персонажи, как Швондер.
В первой комнате экспонаты, рассказывающие о биографии писателя.
Окно в Киев - Булгаков М.А. родился в Киеве в многодетной семье, в которой было 7 детей. Михаил был старшим.
Темный кирпич, что в середине подоконника, привезен из Киева из Дома Турбиных - так называют литературно-мемориальный музей Булгакова М.А.
В центре зала часть скульптурного комплекса А.Рукавишникова - Булгаков, сидящий на скамейке, который намеревались установить на Патриарших.
В зале много фотографий разного периода жизни писателя, его первой жены Татьяны Лаппа, мемориальная вещь (сумочка), принадлежащая Л.Е.Белозерской и ее фотографии и многие другие экспонаты.
Татьяна Николаевна Лаппа стала прообразом Анны Кирилловны в рассказе "Морфий". В книге "Записки юного врача" Булгаков описывает свою работу доктором в глухой глубинке. Об этом периоде жизни оставила устные воспоминания Татьяна Николаевна, о том, как он принимал роды по книге "Акушерство", о взаимоотношении с крестьянами и о многих других фактах биографии начинающего практику врача.
В другом зале скульптура Булгакова М.А. уже другого автора. Со слов племянников писателя, этот вариант изображения более похож.
По подобному телефону 18 апреля 1930 года состоялся разговор писателя со Сталиным,. после чего Булгаков М.А. был зачислен во МХАТ.
В комнате стоит фортепиано. Писатель любил музыку, композитора Вагнера и играл произведения Листа ( из воспоминаний Т.Литта). Один из героев "Мастера и Маргариты" носит фамилию композитора - Берлиоз.
В коридоре макет трамвая, под который попал Берлиоз в "Мастере и Маргарите". Здесь под колесами макет головы, которая ( по словам гида) как-то случайно была найдена в подвале дома.
На этом думаю закончить, лучше недосказать, чем пересказать.
Булгаковский дом проводит много экскурсий: автобусных и пешеходных, дневных и даже ночных. Но мне больше травится ходить по литературным местам самостоятельно, предварительно подготовившись.
Комментариев нет: