Выживание

[Выживание][slideshow]

«Орлан-10» для Единой системы управления

 Как известно, в Таманской бригаде уже несколько лет идут испытания Единой системы управления в тактическом звене (ЕСУ ТЗ). Эта система, среди прочего, подразумевает использование многоцелевых беспилотных летательных аппаратов, прежде всего в целях разведки. На данный момент одним из основных претендентов на «должность» беспилотника системы ЕСУ ТЗ является «Орлан-10» разработки ООО «Специальный технологический центр» (СТЦ). На этой неделе на полигоне Алабино (Московская область) прошли испытания, целью которых было подтверждение совместимости «Орлана» и Единой системы управления.


«Орлан-10» для Единой системы управления


Беспилотный летательный аппарат «Орлан-10» имеет максимальный взлетный вес до 18 килограмм, до пяти из которых может приходиться на полезную нагрузку. Аппарат смешанной (металл и пластик) конструкции выполнен по схеме высокоплана с передним расположением двигателя и тянущим винтом. Хвостовое оперение тоже выполнено по классической схеме, хотя киль «Орлана» сделан гораздо более развитым, чем стабилизатор. В то же время, это решение выглядит вполне понятным: легкий беспилотник будет менее подвержен воздействию бокового ветра, а для нормальной аэродинамики достаточно и имеющегося сравнительно узкого стабилизатора. Старт беспилотного аппарата происходит со специальной разборной катапульты. После первоначального разгона полет происходит за счет маломощного бензинового двигателя (рекомендовано топливо АИ-95). Скорость полета может находиться в пределах от 75 до 170 километров в час, в зависимости от тактической необходимости. «Орлан-10» может находиться в воздухе до 18 часов, при этом в большинстве случаев максимальное удаление от пульта управления не должно превышать 180-200 километров, иначе будет невозможно принимать сигнал с видеоаппаратуры беспилотника. Потолок «Орлана» достигает пяти километров. Посадка после выполнения задания производится при помощи парашюта: оператор выводит аппарат в заданный район, сбрасывает скорость и дает команду на открытие купола. Помимо парашюта имеется еще две системы, обеспечивающие сохранение аппарата при жесткой посадке. Для этого перед касанием надувается пневматический баллон-амортизатор, а при превышении допустимой перегрузки конструктивные элементы «Орлана» отсоединяются друг от друга, что позволяет значительно уменьшить получаемые повреждения.

С одного пульта управления комплекса «Орлан-10» можно полноценно управлять четырьмя беспилотниками одновременно. При этом есть возможность создания локальной сети между несколькими пультами, позволяющей одновременно держать в воздухе до трех десятков «Орланов» и, при необходимости, переключать управление конкретным аппаратом тому или иному оператору. Комплекс из четырех беспилотников, пульта управления и стартовой катапульты может перевозиться на автомобилях типа УАЗ-469 или ему подобных.



«Орлан-10» может быть оснащен сразу несколькими типами целевого оборудования. По словам главного конструктора СТЦ Р. Иванова, одновременно на одном беспилотнике могут быть смонтированы фото- и видеокамера, тепловизор, радиопередатчик для передачи изображения на пульт и даже ретранслятор сигнала. Последний будет полезен для единовременного использования нескольких «Орланов», в том числе и за пределами рекомендованного радиуса действия. Благодаря этому можно производить наблюдение несколькими средствами без необходимости возвращения на базу и замены оборудования.

Интересно, что «Орлан-10» может выполнять те функции, которые в других обстоятельствах возлагались бы на несколько беспилотников других типов. В качестве примера чаще всего приводятся израильские БПЛА Bird-Eye и Searcher. Так, продолжительность полета «Орлана» находится примерно на том же уровне, что и у «Серчера». В то же время, российский беспилотник весит не более 18 килограмм. Взлетный вес аппарата Searcher, в свою очередь может доходить до двухсот килограмм. Что касается Bird-Eye, то его массогабаритные показатели гораздо ближе к «Орлану-10», что не мешает ему, тем не менее, серьезно проигрывать в продолжительности и дальности полета. Bird-Eye, так же, как и «Орлан-10», взлетает с катапульты и садится на парашюте, а Searcher нуждается во взлетно-посадочной полосе. Правда, не совсем понятно, почему сравнение «Орлана» идет именно с этими аппаратами, ведь они довольно сильно различаются по массе параметров. Некоторое сходство наблюдается только у Bird-Eye и «Орлана»: полные комплексы с беспилотником, пультом управления и остальной сопутствующей аппаратурой стоят порядка 30 миллионов рублей. Возможно, причина такого спорного сравнения «Орлана» с зарубежными беспилотниками в том, что именно на Bird-Eye и Searcher «положили глаз» ответственные лица из министерства обороны.

Как стало известно, испытания «Орлана» на совместимость с ЕСУ ТЗ в целом прошли успешно. Было выявлено несколько незначительных недостатков, ликвидация которых не займет много времени. Так что уже сейчас можно с большой вероятностью утверждать, что вместе с широким внедрением ЕСУ ТЗ в войска пойдут и «Орланы». Однако бурное развитие беспилотных летательных аппаратов, которое наблюдается в последние годы, может в итоге стать причиной того, что место основного беспилотника «тактического звена» у разработки СТЦ отберет другой, более дешевый, эффективный и достойный аппарат.

Комментариев нет:

Снаряжение и экипировка

[Снаряжение и экипировка][stack]

Россия

[Россия][grids]

Авиация

[Авиация][btop]