Тендеры, поставки и другие вертолетные успехи
Перевооружение российских вооруженных сил набирает обороты. Постепенно в него включаются все новые и новые классы техники. Так, в последние несколько лет военное руководство стало уделять большее внимание вертолетам. И нельзя сказать, что такая техника не стоит вложений, даже наоборот. Рассмотрим последние шаги в области обновления вертолетного парка, которые, в конечном счете, приведут к обещанной тысяче новых бортов к 2020 году.
Прежде всего, нужно признать тот факт, что «слухи о смерти» наших вертолетов оказались преувеличенными. Недавний скандально известный тендер на поставку легких вертолетов, в технических требованиях которого ясно виделись европейские машины, был «признан несостоятельным» и завершен. Точные причины такого решения министерства обороны непонятны, хотя имеются некоторые основания подозревать его в своеобразной хитрости. Дело в том, что на момент объявления конкурса отечественный сектор легких вертолетов был, как минимум, немассовым. Возможно, Минобороны заведомо несостоятельным и спорным тендером решило подстегнуть отечественных вертолетостроителей и намекнуть им, что стране нужны легкие машины. Но это только версия, пусть даже и логичная.
Ансат-2РЦ
Ка-226
Ми-34С1
Теперь же у нашей страны есть два готовых типа современных легких вертолетов («Ансат» и Ка-226), а еще один (Ми-34С1), что называется, на подходе. Все эти вертолеты являются в полной мере современными и перспективными. Кроме того, они могут совершенно спокойно состязаться с зарубежными машинами. Поэтому, если принять «конспирологическую» точку зрения на недавний тендер, стоит в ближайшем будущем ожидать начало нового конкурса, где будут участвовать отечественные вертолеты. Результат такого конкурса, в принципе, понятен уже сейчас – победа будет за российскими производителями. Также в пользу закупок отечественных машин говорит тот факт, что вертолеты «Ансат-У» уже находятся в опытной эксплуатации, а в будущем им прочат судьбу преемника учебных вертолетов Ми-2. В ходе опытной эксплуатации на авиабазе Сокол уже было выявлено и устранено немало недостатков, но ряд «детских болезней» до сих пор не ликвидированы. В частности, к ним иногда относят силовую установку вертолета: два турбовальных двигателя Pratt & Whitney РW-207K. Нет, эти двигатели не имеют каких-либо серьезных недостатков. Претензии к ним предъявляются исключительно из-за происхождения. Поэтому к 2015 году планируется провести ряд мер, направленных на замену импортного двигателя отечественным. В таком случае можно будет безо всяких проблем эксплуатировать «Ансаты» в силовых структурах, тем более, в министерстве обороны.
Ансат-У
Помимо первых поставок «Ансатов» в прошлом году начались другие примечательные закупки. Так, заказчик в лице Минобороны уже получил два новых вертолета Ми-26 из предусматриваемых контрактом полутора десятков. Одновременно с этим подходят к концу испытания новой его модификации под названием Ми-26Т2. От предшественников «Т2» отличается новой цифровой авионикой, которая позволяет выполнять полеты днем и ночью, а также сократить экипаж до двух человек. Ожидается, что обновленный вариант самого грузоподъемного вертолета в мире пойдет в серию после того, как будет выполнен нынешний контракт на 15 машин. Вдобавок к этому стоит вспомнить идущий сейчас индийский тендер на поставку тяжелых вертолетов. Примечательно, что в требования этого конкурса полностью вписывается только один вертолет в мире – Ми-26.
Ми-26Т2
В сфере транспортных и многоцелевых вертолетов по-прежнему самым успешным является Ми-8 и его глубокая модернизация Ми-171. Сейчас Минобороны расширяет номенклатуру эксплуатируемых «Восьмерок» транспортно-штурмовой версией этого вертолета. Ми-8АМТШ (он же Ми-171Ш) предназначен для перевозки и огневой поддержки бойцов. В некоторой мере этот вертолет отвечает небезызвестной концепции «летающая БМП», с той разницей, что в отличие от Ми-24 он создавался на основе транспортной машины.
Ми-8АМТШ
Что касается ударных вертолетов, то здесь основной заказ приходится на Ми-28Н и Ка-52. Первых в этом году будет построено 12 единиц, а вторых – около двух десятков. Всего же планируется отправить в войска около сотни Ми-28Н и 140 Ка-52. Закупка этого количества будет растянута по времени. Так, все запланированные Ми-28Н отправятся служить до 2014 года, а поставки Ка-52 будут осуществляться в течение ближайших семи лет.
Ми-28Н
Ка-52
Постепенное наращивание темпов закупки новой техники, напрямую связанное с увеличением финансирования, в самом скором времени сделает вертолеты самым быстроразвивающимся сектором отечественной военной техники. Так, в 2011 году в нашей стране было построено 265 вертолетов, план на текущий год включает в себя уже три сотни, а в 2015 году ежегодный выпуск должен перевалить через отметку в 400 вертолетов. Другое хорошее начинание связано со снабжением и подготовкой летчиков. За последние несколько лет наконец-то пропал дефицит горюче-смазочных материалов, и в войска стало поступать достаточно боеприпасов для учебных стрельб. В итоге увеличилась интенсивность подготовки. В качестве примера можно взять авиабазы Южного военного округа. Благодаря приоритетному оснащению новой техникой и отсутствию дефицита необходимых ресурсов летчикам этих частей в прошлом году удалось впервые за несколько лет довести годовой налет до сорока с лишним часов, около десяти из которых пришлось на ночные полеты.
Текущая обстановка в сфере отечественного вертолетостроения дает все основания полагать, что заявленная тысяча машин до 2020 года является вполне достижимым количеством. Возможно, из-за некоторых обстоятельств нынешние намерения будут реализованы не в полной мере, но все-таки хотелось бы, чтобы план в тысячу бортов был не только выполнен, но и с лихвой перевыполнен.
Комментариев нет: