Выживание

[Выживание][slideshow]

Возращение на Родину боевого истребителя «Нe-162»

Недавно в Технический музей Берлина поступил один из уцелевших реактивных истребителей «Нe-162», всего уцелело не больше десяти машин этого проекта.

Про реактивный истребитель известно, что он поднимался в небо всего несколько раз и был захвачен войсками союзников на аэродроме в городке Лек. Самолет был доставлен в Англию, где проводили его разборку и испытания, через некоторое время он попал в Канаду, где был выставлен в музее города Оттава. Попав через несколько лет в коллекцию к гражданину Великобритании, до сих пор находился у него, но этим летом коллекционер продал истребитель «Нe-162» Германскому техническому музею.

На борту самолета видны невооруженном глазом надписи краской «перед включением двигателя выдвинуть сопло до отметки «S», а сверху нарисована вертикальная линия, в конце которой нарисована литера «S». Стоят надписи давления в шинах, также есть указания, где найти проводку. Самолет салатового цвета, но это не оригинальный цвет, самолет перекрасили в 60 годах.

Истребитель чем-то напоминает рыбу – удлиненный носовой отсек, широкий и толстый живот, в котором установлены два бака для авиационного бензина, крылья уменьшены и широкие – длина всего самолета 9 метров, ширина по крыльям - 7 метров. Сверху установлен реактивный двигатель, он выглядит как черная большая труба. Поэтому для того чтобы вертикальный хвост не сожгло пламенем из сопла двигателя, хвост был исполнен в раздвоенном v- образном варианте.


Возращение на Родину боевого истребителя «Нe-162»


История истребителя начинается в 1944 году. В Германии, понимая, что новейшие виды вооружения могут изменить ход войны, постоянно ищут и воплощают новые идеи. Так, одной из идей было создание боевого истребителя массового производства «volksjager» - в простонаречии «народный истребитель».
Самолет, по идее, должен быть сделан из самых недорогих материалов с использованием низкоквалифицированных рабочих - военнопленных.
В конце 1944 года по заявке военного департамента Техдепартамент подготовил и разослал основные требования проекта ведущим авиапроизводителям Германии – Junkers, Messrschmitt, Focke-Wolf, Heinkel, Blom und Voss, Arado, Fieseler.

Недорогой и массовый самолет по заявке должен был иметь:
- один двигатель турбореактивный ВМW-003;
- иметь вес не больше 2000 кг;
- иметь скорость около 750 км/ч;
- продолжительность полета минимум 30 минут;
- длину разбега не больше 500 метров;
- иметь вооружение – одну-две 30-мм пушки.

На подготовку проекта самолета отвели кратчайшие сроки - две недели! А в серийное производство самолет должен был пойти по тем же требованиям через 90 дней.

Известные в то время конструкторы ведущих немецких компаний по производству самолетов резко осудили саму идею проекта, здраво рассудив, что лучше строить проверенные самолеты, например тот же Ме-262, чем начинать что-то новое, которое еще надо испытывать и доделывать. В ответ на эти выступления техдепартамент сократил время на подготовку проекта еще почти на неделю.

На предварительном рассмотрении заявок сложилась непростая ситуация:
- «Messerschmitt» не стал даже заниматься проектом – отказался;
- «Focke-Wolf» предоставила что-то нереальное и трудноисполнимое, проект отклонен;
- «Аrado» не уложилась в заданные рамки, проект отклонен;
- «Heinkel» предложила свой проект, который сочли не реализуемым;
- «Blom und Voss» была признана единственной, чей проект хоть как-то подходил под заданные требования.

Представитель компании «Heinkel» возражал против решения и привел доводы, что расчеты и летные характеристики, проведенные комиссией и их собственные, сильно отличаются и ведутся по иной методике. Компании дали время на переделку проекта.

В результате, после нескольких тяжелых дней рассмотрения проектов компании «Heinkel» и «Blom und Voss», проект последней был окончательно отклонен. Но даже на окончательном заседании комиссии проект компании «Heinkel» окончательно утвержден не был.

Но это не повлияло на решение Геринга одобрить начало серийного производства самолета «volksjager».



В «Heinkel» с лета 1944 года уже велись разработки подобного самолета - проектировался несложный реактивный самолет «Шпац» (в переводе Воробей), и это стало основой для проекта боевого истребителя. На «Шпац» установили двигатель ВМW-003 и опробовали летные возможности He-219V-14.
Хотя проект компании «Heinkel» и не был выбран комиссией, проектировщики трудились днем и ночью, пытаясь довести проект «Шпац» до требований комиссии. В итоге, благодаря скорее политическим мотивам, а не готовностью самолета, проект 1073 пошел на массовое производство. Было принято решение выпускать тысячу самолетов в месяц.

Первоначально самолету «Heinkel» был присвоен номер «Не.500», но для проведения разведки над территорией, контролируемой Советскими войсками, Техдепартамент сменил номер на Не.162 (первоначально этот номер был у самолета «Messerschmitt»). В то же время самолет получает название «Salamander».
Факт того, что все стадии разработки самолета проходили одновременно – проектирование чертежей, подготовка опытного образца и подготовка к массовому производству, - в истории самолетостроения и авиации является беспримерным.

Опытный образец самолета «Не.162-V1» взлетел в небо в начале декабря 1944 года, во время которого он, пролетев 20 минут и набрав 6000 метров, развил скорость 835 км/ч. Но вследствие постоянных неудач в испытаниях, просчетах в чертежах и неудач на военном фронте самолет не пошел в серию. Всего было создано около 200 машин.

Истребитель «Не.162» был не для новичков. Из-за оригинальной установки двигателя на самолете, он стал неустойчив по тангажу. Машина не терпела резкого управления, одно из первых правил по управлению данной машиной среди пилотов Германии того времени было – ручкой работай всегда аккуратно и плавно, без резких движений, не делайте быстрые маневры. Даже опытные пилоты проходили начальную переподготовку, можно представить нереалистичность обучения 16-20-летних юношей в ускоренном темпе для управления и боевого применения истребителя.

Основные характеристики «Не.162»:
- размах крыла 7 метров;
- длина 9 метров;
- высота 2,6 метра;
- масса 2600 кг;
- двигатель ВМW-003Е-1;
- скорость 900 км/ч;
- дальность полета 950 км;
- потолок 12 000 м;
- экипаж один человек;
- вооружение: две 20-мм пушки, боезапас 240 выстрелов.

Комментариев нет:

Снаряжение и экипировка

[Снаряжение и экипировка][stack]

Россия

[Россия][grids]

Авиация

[Авиация][btop]