Выживание

[Выживание][slideshow]

Когда враг не где-то там, а везде

 


«Ночной охотник» может применяться в любое время суток, при любой погоде и готов к работе в условиях сетецентрической войны

Мировой рынок вертолетной техники – один из крупнейших как в гражданской, так и в военной области. Однако и требования здесь заказчики предъявляют «нешуточные». Яркий пример жесткой конкуренции на этом рынке – ситуация с тендером, объявленным Минобороны Индии на 22 боевых вертолета. Несмотря на то, что Дели – наш стратегический партнер по ВТС, предпочтение было отдано не Ми-28НЭ, а американскому AH-64D.

Причины, по данным индийских источников, кроются в том, что российский вертолет не соответствует или уступает своему заокеанскому визави по двум десяткам позиций требований, заложенных в конкурсной документации заказчиком, а также в том, что AH-64D «Апач Лонгбоу» превосходит Ми-28НЭ по такому параметру, как возможность круглосуточного боевого применения. Но насколько оправданны такие претензии? Ми-28 поступили в строевые части Российской армии. Неужели Минобороны России совершило ошибку?

Непростая история

Судьба «Ночного охотника» оказалась не из легких – реализация программы создания и серийного выпуска Ми-28 совпала с очень тяжелым периодом в истории нашей страны, характеризовавшимся распадом одного государства и созданием целой плеяды новых, включая нынешнюю Россию. В связи с общей непростой ситуацией в российской экономике существенному секвестру подвергся и национальный оборонный бюджет. В итоге если в течение 1982–1991 годов удалось собрать четыре опытных вертолета Ми-28, включая два – в усовершенствованном варианте Ми-28А, то первые два прототипа вертолета модификации Ми-28Н поднялись в воздух соответственно в ноябре 1996 и марте 2004 года.

Винтокрылую машину спас «взрывной» подъем российской экономики, связанный по большей части с ростом цен на энергоресурсы – как ни парадоксально, но на этот раз пресловутая «нефтяная игла», на которую по многочисленным заявлениям критиков «подсела» Россия, в отношении программы Ми-28 сыграла роль «палочки-выручалочки». В итоге в 2003 году двухместный бронированный армейский боевой вертолет круглосуточного боевого применения Ми-28Н был определен командованием Военно-воздушных сил России, в которые влилась армейская авиация, основным ударным вертолетом последней. В перспективе «Ночной охотник» должен был заменить огромный парк боевых вертолетов семейства Ми-24, в большинстве своем уже не соответствующих – ни технически, ни, как принято говорить, «морально» – современным требованиям, предъявляемым к машинам данного класса военными.

“ Ми-28Н –не просто очередной новый боевой вертолет, «Ночной охотник» – машина совершенно нового типа ”


Впрочем, ряд экспертов подвергли сомнению правильность и своевременность решения российского Минобороны принять на вооружение боевой вертолет, приводя в качестве аргумента недоведенность отдельных систем, включая радиолокационную систему с надвтулочной антенной РЛС. Доля истины в этом, конечно, есть – особенно в части, касающейся РЛС, которая на момент решения о принятии вертолета Ми-28Н на вооружение российских Вооруженных Сил находилась только в стадии опытно-конструкторской работы. Пришлось отечественной «оборонке» начать серийный выпуск нового боевого вертолета без надвтулочной РЛС, которая не отработана и до настоящего времени. Решить проблему, по данным представителей компании-разработчика, намечается в рамках модернизации вертолета Ми-28Н, заказанной Министерством обороны России.

«Хочу подчеркнуть – отсутствие на серийных Ми-28Н надвтулочной РЛС отнюдь не означает, как утверждают некоторые источники, отсутствие круглосуточности или всепогодности их боевого применения, – подчеркивает генеральный конструктор ОАО «МВЗ имени М. Л. Миля» Алексей Самусенко. – Серийное производство вертолета начато потому, что он и в таком варианте обеспечивает возможность круглосуточного применения, а также позволяет эксплуатировать его в сложных метеоусловиях – пусть и с некоторыми ограничениями. Хотя, надо отметить, сегодня даже самый современный боевой вертолет не может применяться в любых метеоусловиях – все равно имеются те или иные ограничения».

Летные испытания экспериментального образца РЛС, которая может также использоваться для картографирования земной поверхности, были начаты на опытном «Ночном охотнике» 16 февраля 2007 года. Причем модернизированный ударный вертолет – Ми-28НМ получит РЛС, способную как решать задачи по поиску и обнаружению целей для обеспечения эффективного применения бортового оружия (экипаж сможет обнаруживать и измерять координаты неподвижных и подвижных наземных целей, а также различных воздушных целей), так и выполнять роль метеорадара.

Решение же о начале эксплуатации и последующем принятии на вооружение вертолета Ми-28Н является верным как с точки зрения оснащения армейской авиации российских ВВС новейшей боевой авиационной техникой, которой ей сегодня сильно не хватает, так и с точки зрения обеспечения высокого экспортного потенциала данной машины (последнему, впрочем, пока еще предстоит реализоваться).

При этом поступающий в строевые части Ми-28Н даже в варианте без надвтулочной РЛС позволяет осуществить главное – начать подготовку летчиков на боевой вертолет нового поколения, а не сидеть сложа руки. Ведь даже обучение летчиков маловысотному полету на новом вертолете, а это один из важных элементов боевой живучести современного ударного вертолета, является весьма непростой задачей.

«Летчик должен постоянно летать и летать на маневренной боевой машине, способной к тому же выполнять фигуры высшего пилотажа, – говорит Алексей Самусенко. – Поэтому чем больше будут летать российские летчики на Ми-28Н – тем лучше, а вскоре они получат и его модернизированный вариант, отличающийся расширенными возможностями по боевому применению».

Здесь особо следует отметить: Ми-28Н – не просто очередной новый боевой вертолет, «Ночной охотник» – машина совершенно нового типа, действительно полноценный вертолет нового поколения. Его уникальность и техническое превосходство особенно хорошо заметны, если сравнить его с теми боевыми машинами, которые в настоящее время имеются на вооружении российской армейской авиации. Как, впрочем, и с машинами данного класса, которыми располагают военные многих зарубежных стран. Однако – и это надо подчеркнуть особо – данное обстоятельство накладывает свой отпечаток на достаточно сложный и трудоемкий процесс освоения в полном объеме нового вертолета. Вот почему скорейшее поступление в войска новой машины – пусть и не в «полном комплекте» – так важно для повышения боевого потенциала российской армейской авиации.

Первые Ми-28Н переданы ВВС России в начале 2008 года – они сразу же поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава в Торжке, где начались их войсковые испытания. А в следующем, 2009-м два Ми-28Н приняли участие в крупном учении «Запад-2009», причем с практическим применением оружия. 26 декабря 2008-го были успешно завершены государственные совместные испытания Ми-28Н, в которых принимали участие два опытных и семь предсерийных вертолетов, а 15 октября 2009 года распоряжением Президента РФ новый боевой вертолет официально принят на вооружение ВВС РФ.

Примечательно, что в начале 2006 года главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов сообщил: к 2010 году планируется иметь в войсках уже 50 вертолетов Ми-28Н. Однако на сегодня ОАО «Роствертол» выпустило и поставило в войска около 40 боевых вертолетов Ми-28Н. Впрочем, темп производства постепенно набирает обороты и только в прошлом году ВВС получили 10 машин. Очередные шесть «Охотников» были переданы военным в Ростове-на-Дону в начале октября 2011-го, тогда как Минобороны России и холдинг «Вертолеты России», в который входят ОАО «МВЗ имени М. Л. Миля» и ОАО «Роствертол», подписали многолетний контракт на поставку боевых вертолетов Ми-28Н до 2020 года. Причем с 2015-го согласно имеющимся планам завод должен приступить к выпуску модернизированной модификации «Ночного охотника».

Универсальный комплекс

Современный боевой вертолет – это сложнейший боевой авиационный комплекс, причем комплекс универсальный, который не просто способен выполнять полет и применять различные виды средств поражения, но в состоянии эффективно решать самый широкий круг задач, а также отвечающий всем требованиям, предъявляемым к машинам данного класса в рамках современных методов и способов ведения боевых действий. При этом решать возлагаемые на него задачи современный боевой вертолет должен в любых условиях – днем и ночью, в сложных метеоусловиях, на малой высоте и в условиях высокогорья, при низких температурах и в жарком климате.

Вот почему разработчики в процессе проектирования базовой модификации Ми-28 и последующего усовершенствованного варианта Ми-28Н постарались реализовать все самые новейшие технические и технологические решения в области как бортового радиоэлектронного оборудования, так и вооружения. Достаточно сказать, что недавно Ми-28Н без каких-либо дополнительных доработок успешно совершил в полном смысле этого слова рекордный полет на Эльбрус.

Одной из отличительных особенностей «Ночного охотника» стал новейший интегрированный комплекс бортового оборудования, призванный обеспечить вертолету круглосуточность его применения по назначению и включающий оптико-электронную обзорно-прицельную станцию с телевизионным и тепловизионным каналами, совмещенную с лазерным дальномером и системой управления противотанкового ракетного комплекса, и турельную оптико-электронную систему с телевизионным и тепловизионным каналами, которая позволяет существенно повысить эффективность пилотирования боевой машины.

Первая система размещается в носовой части вертолета в поворотном цилиндрическом контейнере, а вторая – в небольшом поворотном «шаре» над этим контейнером. Здесь же, в носовой части, под специальным обтекателем находится аппаратура командной радиолинии управления противотанкового комплекса.

В состав интегрированного комплекса бортового оборудования «Ночного охотника», построенного на базе БЦВМ последнего поколения, кроме того входят современная навигационная система, пилотажный комплекс, а также новейший комплекс средств связи. При этом вся прицельная, пилотажно-навигационная и остальная информация, необходимая экипажу, отображается на индикаторе на лобовом стекле в кабине летчика и на четырех цветных многофункциональных ЖКИ – по два у пилота и штурмана-оператора. Для пилотирования в ночных условиях экипаж использует очки ночного видения.

«При этом в отличие от тех же американцев, – говорит генеральный конструктор ОАО «МВЗ имени М. Л. Миля» Алексей Самусенко, – мы, основываясь на опыте, полученном в том числе и в Афганистане, реализовали в новом боевом вертолете такое важное требование, как высокая боевая живучесть. То есть вертолет имеет эффективную защиту – активную и пассивную – от различных средств поражения, начиная от стрелкового оружия и заканчивая различными видами ракетного оружия. К примеру, тех же управляемых ракет с тепловыми ГСН. Фактически наши боевые вертолеты приспособлены к действиям в условиях, когда враг внизу и вокруг. Не где-то там, а везде – вплоть до того, что рядом с аэродромом базирования».

В этих целях – для повышения живучести в бою – вертолет Ми-28Н получил современные высокоэффективные системы обороны, а именно – станции предупреждения о лазерном, радиолокационном облучении и устройства отстрела ИК ловушек (последние располагаются в съемных контейнерах на законцовках крыла). Кроме того, в целях дальнейшего повышения живучести боевого вертолета, по данным компании-разработчика, на модернизированном варианте, получившем обозначение Ми-28НМ, намечается установить новый бортовой комплекс обороны. Будут реализованы и другие мероприятия, которые существенно повысят боевой потенциал вертолета.

Особо следует отметить, что оба члена экипажа «Ночного охотника» размещаются в бронированной кабине, в креслах, обеспечивающих выживаемость летчиков при аварийных посадках со значительными перегрузками – это было наглядно продемонстрировано во время нештатной ситуации, в которую во время учений на Гороховецком полигоне попал один из эксплуатирующихся в войсках Ми-28Н.

Сильное бронирование вообще одна из важных особенностей Ми-28Н, дающая ему преимущества перед российскими и зарубежными аналогами. На это, в частности, указывал в 2010 году заместитель начальника Центра боевого применения и переучивания летного состава в Торжке по научно-исследовательской работе полковник Игорь Бутенко: «Важнейшая особенность Ми-28Н, отличающая его, например, от американского «Апача», – то, что он практически полностью бронирован. Кабины летчика и штурмана полностью защищены, стекла бронированы. То же самое – основные агрегаты на вертолете, они все защищены: и двигатели, и редуктор, и др. Лопасти несущего винта выдерживают попадание снарядов калибра до 30 миллиметров». Причем в бронировании конструкторами были широко применены композиционные материалы, впрочем, как и при изготовлении других элементов конструкции вертолета.

Учебно-боевой вариант

Одна из «модных» сегодняшних тем – обеспечение так называемой сетецентричности в ходе боевых действий. Насколько, если можно так сказать, «сетецентричен» вертолет Ми-28Н?

Ответ генерального конструктора ОАО «МВЗ имени М. Л. Миля» Алексея Самусенко лаконичен: «Мы провели летные испытания вертолета Ми-28Н на возможность его встраивания в единую систему управления войсками уже достаточно давно, еще в 2006 году, и были здесь одними из первых среди разработчиков боевой авиатехники. В рамках тех испытаний мы решили комплексную задачу, включавшую поиск и обнаружение цели, ее классификацию и передачу данных о цели на другой летательный аппарат, и наоборот – получили данные о цели с наземных средств и уже по ним осуществили поиск цели, ее обнаружение и уничтожение».

Естественно, что решить указанные генеральным конструктором задачи можно только в том случае, если «Ночной охотник» обладает соответствующим набором БРЭО, отвечающим самым современным требованиям. Так что к работе в условиях сетецентрической войны вертолет вполне готов и не уступает здесь американскому «Апач Лонгбоу», но окончательное решение по вопросу полного встраивания машины в «сетецентричный контур» за заказчиком – командованием ВВС России.

С другой стороны, остается пока нерешенным вопрос с созданием учебно-боевой модификации Ми-28Н, имеющей двойное управление. Вопрос о необходимости наличия такой машины подняли российские вертолетчики – переучивание на новый образец вертолетной техники оказалось, как и предполагали эксперты, довольно сложным и дополнительно осложнялось как раз отсутствием двойного управления.

По данным компании-разработчика, конструкторская документация на учебно-боевой вертолет Ми-28УБ готова, в настоящее время компания «Роствертол» полным ходом осуществляет подготовку к практической реализации проекта – постройке первого опытного образца. Разработчик планирует поднять в воздух учебно-боевой вертолет в ближайшее время и провести определенный объем испытаний, по результатам которых и станет понятно, когда же такая модификация «Охотника» поступит в распоряжение российских военных, пока осуществляющих перевооружение на Ми-28Н второй эскадрильи армейской авиации.

Наконец, холдингом «Вертолеты России» и Рособоронэкспортом ведется активная работа по продвижению на мировой рынок экспортной модификации вертолета – Ми-28НЭ. Активный интерес к машине проявили Алжир и Венесуэла. В частности, в июле 2007 года вертолет участвовал в серии демонстрационных полетов в Алжире, которые проходили в условиях пустыни и в летние, самые жаркие месяцы. По словам знакомых с ситуацией специалистов, «Ночной охотник» прошел испытания, которые включали применение управляемого и неуправляемого ракетного, а также стрелково-пушечного вооружения по реальным мишеням, весьма достойно. Тогда же, в июле 2007-го, большой интерес к вертолету проявил побывавший с визитом в России венесуэльский президент Уго Чавес. Высокой была вероятность поставки партии Ми-28НЭ в Ливию, но, как говорится, «не срослось». Впрочем, экспортная жизнь «Ночного охотника» только начинается, поэтому главные новости здесь еще впереди.






































Комментариев нет:

Снаряжение и экипировка

[Снаряжение и экипировка][stack]

Россия

[Россия][grids]

Авиация

[Авиация][btop]