Путешествие в импрессионизм, точнее - в русский импрессионизм
Импрессионизм, как известно, возник во Франция, и самая большая коллекция импрессионистов, пожалуй, находится в Музее Д"Орсе в Париже. Он примечателен еще тем, что расположен в здании бывшего вокзала, совсем не похожего на вокзал. Больше похож на дворец, только пара часов на фасаде говорят, что все-таки это не дворец (зачем на дворцы часы?). Периодически просматриваю музейный альбом , в котором нет черных красок. Но в Париж я не еду. Сейчас мне интересен русский импрессионизм. Хотя некоторые искусствоведы считают, что такой не существует. Так существует или нет русский импрессионизм? Что это за "зверь" и с чем его "едят"?.
В 2016 году стараниями предпринимателя Бориса Минца открыт Музей русского импрессионизма, куда я и направляюсь.
Путешествие начинается с дороги. Из станции метро Белорусская (радиальная) прохожу по Тверскому путепроводу и перехожу на Ленинградский проспект, на четную сторону, как потом оказалось ( а этого делать не нужно было). Но все, что не делается - все к лучшему, так говорят. Так и оказалось. Около путепровода, а можно сказать около моста продавали книги, и я, конечно, не устояла. Купила про Бетанкура (потом его архитектуру буду изучать воочию), толстенный том на 8 сотен страниц про Мао ( может выберусь в Китай) и мемуары Вальтера Кривицкого. Подкупила цена, все книги по 100 р. Вот с такой покупкой и иду по адресу: Ленинградский проспект, дом 15. строение 11.
На противоположной стороне дома сталинского ампира.
Дом с башенками, площадки огорожены балясинами. Архитектурной задумкой того времени было размещать на первом этаже жилых домов детсады- ясли и магазины. Очень удобно, не правда ли?Утром завел ребенка в детсад, вечером забрал, зашел в магазин и поднялся на свой этаж. Но увы, архитектурная задумка так и осталась задумкой. Площадки на крыше можно было использовать как солярии (летом). Должно быть с крыши открывается неплохой вид на площадь Белорусского вокзала - площадь Тверская застава.
Дорога эта древняя, известна с 16 века и ведет в Тверь.
Люблю такие пешие прогулки и глазение по сторонам.
Около кафешки кто-то оставил велосипед.
Он так вписался, как будто это дизайнерская находка..
Непритязательные желтые петунии радуют глаз (кто не любит цветы - пролистывайте). Все равно цветы будут. Ну, как же без этой красоты.
Музей расположен на территории бывшей кондитерской фабрики "Большевик", известной с 19 века.
Эти строения из красно-белого кирпича бросаются в глава, так что не пройдешь мимо.
От фабрики "Большевик" осталась кондитерская, в которой продают красиво-красивые торты, пирожные и прочие десерты. Не люблю слова чизкейк и капкейк, мне милее слово пирожок.
Можно продегустировать с кофейком или чаем (правда, столиков маловато). Но я спешу и дегустацию откладывается.
Для того, чтобы найти музей (строение 11) нужно пройти через арку и идти прямо мимо открытой веранды ресторана. Конечно же, с цветами.
Территория комплекса приятно-милая, много цветочных дорожек.
По указателям иду в музей, в котором кроме постоянной экспозиции можно посмотреть выставку "Импрессионизм в авангарде".
На одном из указателей "Портрет Ванды" работы Александра Богомазова (1880-1930), представителя украинского авангарда. Интересен тем, что исполнен "пуантелью" (небольшими мазками). А модель - будущая супруга художника Ванда Монастырская. Художник называл жену "Голубка Дина".
Строение без окон и есть музей, построенный по проекту известного лондонского архитектурного бюро.
На первом этаже касса и все. Пустое неуютное пространство. Такое первое впечатление. Девочки в кассе улыбчивы и доброжелательны.
В интервью Борис Минц обещал бесплатный вход школьникам и студентам. Не знаю как школьникам, но студенты должны заплатить за билет 300 р. Льготы имеют только студенты художественных вузов.
Для пенсионеров входной билет - 100 рублей.
Ну, что, начнем путешествие в русский импрессионизм?
Николай Петрович Богданов- Бельский (1868-1945) привлек мое внимание несколькими картинами - воздушными и легкими. "Лето" написано в 1911 году. За окном девочка, внимательно читающая книгу. На подоконнике котенок, готовый выпрыгнуть из окна. Обращают внимание на себя узорчатая скатерть и букет голубых цветов.
"Яблоневый сад" написан в 20-е годы прошлого века. Художник передает нежное цветение так, что хочется оказаться в этом яблоневом аромате.
А аромат абрикоса можно даже понюхать. Кстати, у некоторых картин установлены такие приспособления: запах осени, пруда и даже конюшни. Вот такие придумки есть в музее.
Николай Петрович Богданов-Бельский для меня стал открытием. Его фамилия не на слуху. Выходец из народа, в 1911 году он стал академиком, много путешествует по Европе, пишет портреты императорской семьи. А после революции много пишет картин, главными героями которых стали крестьянские ребятишки. Его перу принадлежат также портреты М.Горького и Ф.Шаляпина.
Николай Горлов (1917-1987) "Натюрморт с виноградом и чайником"(1970) Яркость картины не может не привлечь внимание. Тяжелая судьба ( детский дом, трудовая колония) не отразилась на творчестве, в котором нет черноты. А открыл художника Игорь Грабарь: помог ему поступить учиться без экзаменов и стал его учителем.
Эту картину могут почувствовать и люди, лишенные зрения.
Изображения сирени всегда привлекают внимание.
Эту написал Михаил Федорович Шемякин (1875-1944) - прошу не путать с современным М.Шемякиным. Ученик Валентина Серова и Константина Коровина больше известен как портретист. Написанные им портреты есть в Третьяковке ( "Портрет И.И.Абрикосова"- очень стОит посмотреть ) и в Русском музее.В экспозиции музея импрессионизма всего одна его портретная работа "Портрет девочки в матроске" (Сонечка). Широкими мазками, не прописывая деталей, художник сумел передать образ юной барышни начала 20 века.
"Гиацинты ночью" - еще одна работа М.Шемякина. Это любимые цветы художника и его семьи, которыми украшали дом под Рождество. Все работы объединяет широкий мазок кисти, который делает работы художника узнаваемыми.
От ученика перейдем к учителю- Валентину Серову, который, кстати, был учеником И. Репина, учился у него, копируя его произведения. После поступления в Академию, учителем Серова стал профессор Павел Чистяков, воспитавший Поленова, Врубеля, Сурикова (перечень можно продолжить). В музее представлена небольшая картина "Окно", написанная в импрессионистическом стиле, ощущается ветер, который колышет занавеску.
В музее можно не только созерцать картины. Можно раскрасить бабочку в соответствии с цветовой гаммой и выпустить ее, что я и сделала (кстати, на отлично, предварительно изучив историю цвета, которая расположена рядом).
Продолжим путешествие в импрессионизм?
"Улица в Сухуми" Георгия Савицкого (1887-1949) написана в 1939 году. Но что изменилось? То же море, пальмы и кипарисы, гуляющие люди. Курортный город и беззаботно фланирующие отдыхающие. Чем-то неуловимо жизненным эта картина привлекла внимание.
Картина с необычным названием "Пишет" кисти Сергея Виноградова (1869-1938) написана в 1910 году. (из частной коллекции). Посмотрим и, может быть, больше никогда не увидим. Производит ощущение неловкости, что подглядываем за девочкой, только что проснувшейся. Это и есть импрессионизм - показать впечатление от увиденного.
Опять отвлечемся от картин и пойдем посмотрим в интерактивной программе чем отличается классический стиль изображения от импрессионистического.
Этапы классики: замысел - с точки зрения классицизма художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, палитра, подготовительный рисунок - художник размечает холст углем, используя прием золотого сечения, гризайль- монохромная техника серого цвета, основной слой - происходит распределение цветов на картине, лессировка - художник наносит финальные акценты, заключение.
Ловкая рука художника проходит все этапы, которые можно проследить, и мы видим конечный результат.
Этапы импрессионистического письма. Импрессионисты избегают подробностей в рисунке и пытаются уловить общее впечатление от того, что видит глаз. Главное не замысел, а цвет и фактура. Палитра более яркая. Рисунок: художник намечает контуры рисунка кистью с краской ( в данном случае синий кобальт). Живопись цветом: художник покрывает цветом все теневые места натюрморта без передачи объема.Завершающая стадия - проработка цветом. Предметы приобретают объем. Все стадии проходят перед глазами.
Вот такой это познавательный музей.Еще можно изучить историю исследования цвета. "Все, что мы видим - это цвет" - сказал Аристотель. А первым исследовать свойства цвета с научной точки зрения стал Исаак Ньютон. Его цветовой круг можно увидеть. как и других ученых, изучавших этот вопрос.
На этаже -1 (минус 1) наряду с постоянной экспозицией есть небольшой художественный магазинчик, который был бы к месту на первом этаже рядом с кассами.
Дальше на лифте поднимаемся на третий этаж и смотрим "Импрессионизм в авангарде".
На входе знакомимся с художниками, картины которых здесь можно посмотреть. Их много. Выделяю для себя Наталию Гончарову и Михаила Ларионова.Почему? Мне нравятся дивные детские портреты Гончаровой, увиденные на какой-то выставке. Авангардные яркие ее работы есть в Серпуховском художественном музее, где я часто бываю. А еще ее дед был племянником той обворожительной Натали Гончаровой - жены А.С.Пушкина. Художницу называли "русской амазонкой авангарда".
Работы Михаила Ларионова (мужа Н.Гончаровой) большого восторга не вызывают, но некоторые можно посмотреть.
Вижу знакомую работу Наталии Гончаровой(1881-1962), написана в 1906 году. Где же я ее могла видеть? Конечно же в Нижегородском художественном музее( это я не вспомнила, а прочитала) Сирень в простенькой вазе на необычной скатерти, а как хороша.
"Цветы на окне" написала Ольга Розанова (1886-1918), совсем неизвестна мне. Несмотря на то, что цветы не прописаны четко по классическим канонам, проглядываются цветущий олеандр и бегония. И опять окно... Как же любят художники писать окна...
Еще одна цветочная картина неизвестной мне Надежды Удальцовой (1996-1961) "Весна в деревне" написана в послевоенные годы ( 1947 год).
Картин на выставке много, выбрала самые позитивные, создающие хорошее настроение. Продлится эта красота до 19 сентября.
По стерильно-хирургической лестнице спускаюсь на первый этаж. Получила удовольствие от нежности и ощущения теплоты.
Приду ли сюда еще? Безусловно и обязательно.
Всем спасибо за внимание. Надеюсь, что знакомство с импрессионизмом состоялось.
Комментариев нет: