Перерождение «Грача», модернизация штурмовика Су-25
Уже в начале Второй Мировой стало ясно, что главными врагами штурмовой авиации являются истребители и малокалиберная зенитная артиллерия. И если истребители противника могут связать боем свои истребители, то без входа в зону действия МЗА обойтись очень трудно.
Эта проблема висит над штурмовиками до сих пор. Что отечественный Су-25, что американский A-10 Thunderbolt II подвергаются риску быть сбитыми непосредственно над целью. Особенно велик этот риск при использовании ствольного вооружения, а у того же A-10, например, пушка является основным противотанковым оружием. В свою очередь, применение бомб также вынуждает штурмовик подходить достаточно близко к цели.
Советский опыт боевых действий в Афганистане показал, что основной опасностью для штурмовика в нынешней войне является не ствольное вооружение, но ПЗРК. Аналогичные выводы сделали и американцы уже после «Бури в пустыне» и подтвердили их в последующих конфликтах в Азии.
В 2006 году США приняли на вооружение новую модификацию своего самолета – A-10C. Он имеет возможность нести управляемое вооружение. В первую очередь, это было сделано для того, чтобы самолет мог «работать» по цели, не попадая под прикрывающие ее зенитные средства – ПЗРК и пулеметы/пушки. В ближайшие годы Пентагон намерен переоборудовать в эту модификацию все имеющиеся A-10. Финансовая сторона вопроса – «всего» 420 млн долларов. А вот всепогодность «Тандерболту» добавить так и не вышло.
Что же у нас? У нас примерно в это же время были начаты работы по модернизации Су-25. К концу 90-х был подготовлен проект, а в 2000 году начались испытания опытного самолета. Модификация с названием Су-25СМ получила новое прицельное оборудование – комплекс ПрНК-25СМ "Барс", новую аппаратуру кабины, в том числе и полноценный ИЛС вместо старого «обычного» прицела. Также «Грач» в версии «СМ» получает встроенную РЛС РЛПК-25СМ и аппаратуру для работы с системой ГЛОНАСС. Цель всех этих обновлений авионики - возможность полноценного использования управляемого оружия, в том числе и в сложных условиях. В частности, это могут быть управляемые ракеты «воздух-поверхность» семейства Х-29 с дальностью действия более 8-10 км. Но и неуправляемое оружие останется в арсенале штурмовика – иногда бывает просто нецелесообразно тратить на цель дорогую «умную» ракету вместо дешевых неуправляемых С-5 или С-8. Конечно, если позволяет обстановка. Причем благодаря новому прицельно-навигационному комплексу Су-25СМ имеет большую точность применения неуправляемых ракет.
Что касается бомбового вооружения, то новая авионика позволяет производить бомбометание и в сложных метеоусловиях, и ночью. Более того, прицельная аппаратура «заточена» под такие задачи. Еще одно новшество прицельного оборудования - возможность сопровождать и атаковать сразу две цели за один заход.
Для самообороны Су-25СМ может нести и применять не только привычную уже ракету «воздух-воздух» малой дальности Р-60, но и ракеты средней дальности Р-27Р, РВВ-АЕ.
В сентябре начальник Генштаба Н. Макаров говорил, что закупки управляемых вооружений для ВВС будут увеличиваться. В свете модернизации «Грачей» это заявление выглядит логичным и своевременным. Да и производители этого самого управляемого вооружения, наверное, не против новых заказов. Тогда же Макаров оговорился и о том, что не все имеющиеся самолеты могут работать с «умным» оружием.
Теперь об объемах грядущей модернизации. В настоящее время в российских ВВС насчитывается около двухсот Су-25 различных модификаций. Еще около сотни находится на хранении. Последние переоснащать пока не планируется. Кроме того, четыре десятка самолетов уже были доведены до версии «СМ» в 2007-10 годах. Тогда этим занимался 121-й авиаремонтный завод в Старом городке (Московская область). Стоимость работ по переоборудованию одного самолета в 2007 году была около 50 млн рублей. С тех пор экономическая ситуация изменилась и цены выросли – сейчас аналогичные работы оцениваются в 110-120 млн рублей. Тем не менее, и такая стоимость модернизации остается выгодной. Дело в том, что самолеты обязательно нужно улучшать, а постройка нового Су-25СМ обойдется в 400 с лишним миллионов. Еще один довод в пользу модернизации старых самолетов – производственная целесообразность. Провести переоснащение сможет и 121-й АРЗ, с чем он уже прекрасно справился, а для строительства новых самолетов понадобиться привлекать Улан-Удэнский авиазавод, который и так достаточно загружен.
Кроме установки новой аппаратуры, в ходе модернизации будет проводиться капитальный ремонт самолетов, что должно увеличить ресурс «Грачей» на 15-20 лет. Таким образом, при своевременных обновлениях БРЭО, Су-25СМ смогут оставаться в войсках до конца 20-х годов.
Комментариев нет: