Выживание

[Выживание][slideshow]

Америка готовит смену «Хорнэтам»

 На протяжении последних лет основным американским палубным истребителем-штурмовиком является самолет F/A-18 Hornet различных модификаций. Самые новые версии этого истребителя были созданы во второй половине девяностых годов, а производство «Хорнэта» планируется продолжать до 2020 года.

Таким образом, самолет F/A-18 достигнет нечастой для американской авиации продолжительности производства в 40 лет. Очевидно, что даже самую удачную конструкцию нельзя модернизировать бесконечно. Поэтому в 2030 году Пентагон планирует развернуть производство нового самолета, который придет на смену «Шершням».


Америка готовит смену «Хорнэтам»


Разработка нового самолета – дело небыстрое. Понимая это, американские военные уже сейчас разворачивают предварительные работы по проекту. На днях авиационное командование ВМС США опубликовало запрос на проработку облика перспективного самолета. В запросе говорится об отработке особенностей применения нового самолета, перспективах всей палубной «отрасли» в целом и возможностях возложения на один самолет разных функций. Так, перспективный самолет для авианосцев должен уметь вести воздушный бой, борьбу с кораблями противника и наносить удары по наземным объектам, в том числе выполнять непосредственную поддержку войск. Летные параметры нового самолета, как уже определились военные, должны быть ненамного лучше, чем у имеющейся техники. Одновременно с этим бортовое радиоэлектронное оборудование F/A-XX (условное обозначение будущего самолета) по своим возможностям должно быть, если можно так выразиться, на голову выше имеющихся электронных систем. Относительно тактических качеств перспективного истребителя-штурмовика в запросе сказано об обеспечении возможности базирования на всех имеющихся авианосцах и о совместимости с существующими и перспективными системами связи.

Помимо технических и тактических требований истребитель будущего должен иметь сносные финансовые показатели, касающиеся производства и обслуживания. Авиационное командование ВМС особо отмечает, что вопрос цены будет одним из самых главных, поэтому фирмам, которые желают «выехать» на обещании значительных характеристик, лучше даже не включаться в программу. К вопросу финансирования восходят и сроки реализации проекта. Так, технологическая база F/A-XX должна быть на уровне 2020 года. В таком случае для создания нового самолета не нужно выделять ассигнования еще и на проведение массы исследований новых материалов и т.д. Все эти условия были поставлены с одной целью: провести первый полет нового истребителя к 2025 году и начать поставки в войска не позже первой половины тридцатых годов. «Дедлайн» в виде 2030 года определен по той причине, что именно к этому времени большая часть имеющихся F/A-18, в том числе и новых по нынешним меркам, окончательно выработает свой ресурс. Надо заметить, начало поставок в 2030 году пока что не является окончательным решением. Возможно, по некоторым причинам, этот срок будет сдвинут. Только F/A-18 все равно устареют в плане ресурса и их нужно будет заменять.



Интересен тот факт, что вместе с объявлением начала предварительных работ по теме перспективного самолета для палубной авиации представители Пентагона обмолвились о планах на начало аналогичной программы, но по созданию «сухопутного» истребителя. Причем, как считает командующий авиацией ВМС США контр-адмирал Д. Гэддис, более высокое начальство может затребовать объединение обоих проектов. В таком случае разработка самолетов для ВВС и ВМС может идти в двух вариантах. В первом оба самолета будут иметь кардинально разные планеры, но большая часть БРЭО и систем будет унифицированной. Во втором случае – создание истребителей может пойти по «дорожке», проторенной истребителем F-35: одна базовая модель истребителя и несколько версий для различных войск. Тем не менее, начало работ над преемником F-22 еще даже не объявлено и пока можно только строить предположения. В то же время, уже сейчас с уверенностью можно предсказывать оснащение обеих машин унифицированными двигателями.

Вопрос двигателя для палубного F/A-XX и «наземного» F-XX стоит особо остро. По факту этот агрегат является краеугольным камнем всего самолета: все летные и немалая часть боевых характеристик основываются именно на нем. Одно из главнейших пожеланий к силовой установке перспективных истребителей касается уменьшения расхода топлива. Военные желают получить самолет, который сможет сравнительно быстро совершить перелет на большее расстояние, чем нынешние и иметь запас топлива для выполнения задания и возвращения на базу. В течение ближайших нескольких месяцев Пентагон издаст запрос по поводу разработки новых двигателей.

До конца текущего года желающие участвовать в программе F/A-XX компании и организации должны будут представить свои предложения на предмет облика перспективного истребителя. Далее специальная комиссия при авиационном командовании ВМС проведет сравнительный анализ всех предложений и выберет наиболее подходящее для того, чтобы на его основе создавать полноценный проект самолета. Сравнение предложений будет производиться сразу по 64 параметрам, собранным в 14 групп. В рамках каждой группы (массогабаритные показатели, эксплуатационные, финансовые и т.д.) будет рассматриваться несколько параметров. Такой подход, по мнению представителей авиационного ведомства американских военно-морских сил, поможет выбрать наилучший вариант из представленных, либо собрать окончательный облик из составляющих лучших проектов. По результатам сравнения комиссия выдаст окончательный документ, обговаривающий требования к новому истребителю для флота. Кроме того, перед выпуском готовых технических требований будет проведена дополнительная экспертиза, целью которой является проверка денежной составляющей программы. Как уже говорилось, американские военные хотят новый истребитель с хорошими характеристиками и по вменяемой цене.

В настоящее время с определенной уверенностью можно говорить только об одном возможном участнике программы F/A-XX. Компания Boeing уже несколько лет с переменным успехом занимается созданием самолета нового шестого поколения. Модель истребителя от «Боинг» уже неоднократно демонстрировалась на различных авиасалонах. Тем не менее, достаточной информации об этом проекте пока нет. Имеются примерные данные о летных характеристиках и многочисленные слухи об отказе от пилота на борту. Надо заметить, проект Boeing проводится в инициативном порядке и единого мнения о нем в Пентагоне нет.

Не лучше ситуация и с пониманием будущего американской палубной авиации. На данный момент самой правдоподобной выглядит следующая картина ее развития: Lockheed Martin завершает свой «долгострой» F-35 и начинает крупносерийное производство. Палубный вариант этого самолета начнет заменять старые F/A-18. Пока новая техника будет поступать в войска, какая-либо из фирм-участниц программы F/A-XX создаст новый истребитель. Он, в свою очередь, сначала окончательно выведет из состава авиации ВМС «Хорнэты», а потом начнет проделывать то же самое и с F-35. Вот только американский опыт последних лет прозрачно намекает на то, что появление новой авиационной техники точно не будет простым.

Комментариев нет:

Снаряжение и экипировка

[Снаряжение и экипировка][stack]

Россия

[Россия][grids]

Авиация

[Авиация][btop]