Тяжелые двухмоторные истребители Мессершмитт Bf.210 и Bf.410
По воспоминаниям бывших высших офицеров люфтваффе, идея производства самолета многоцелевого назначения принадлежала лично Герману Герингу, который думал о создании элитарных эскадрилий, вооруженных тяжелыми истребителями.
При этом к данным воспоминаниям можно относиться и критически, так как на Геринга могли просто списать провалившуюся концепцию. Сама идея многоцелевого самолета не была такой уж необычной, подобные машины выпускались в Англии – Blenheim, во Франции Potez-63 и даже в Польше PZL-38. В Германии первым самолетом под данную концепцию стал тяжелый двухмоторный истребитель Мессершмитт Bf.110 и его усовершенствованные версии Bf.210 и Bf.410.Немецкий многоцелевой самолет должен был отвечать принятой концепции блицкрига. Он должен был обладать способностью по поддержке войск, ушедших в глубокий прорыв, а также поддерживать и морские операции немецкого флота. С течением времени обязанности самолета лишь расширялись. С использованием незначительных переделок самолет должен был использоваться как: тяжелый истребитель, ночной истребитель, дальний тяжелый истребитель сопровождения, разведчик, штурмовик, скоростной бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, а также торпедоносец. Планировалось, что из 6000 истребителей люфтваффе практически половина будет приходиться на многоцелевые машины.
Из числа предложенных конструкции, немцы остановили свой выбор на двухмоторном истребителе Messerschmitt Bf-110, производство которого началось еще до начала Второй мировой войны. Приняв самолет на вооружение, командование люфтваффе практически сразу задумалось над созданием тяжелого истребителя следующего поколения. Сентябрьская кампания против Польши в 1939 году наглядно показала, что Bf-110 обладает как определенными достоинствами, так и серьезными недостатками. Так он имел ограниченную бомбовую нагрузку и недостаточный радиус действия. Еще одним недостатком была недостаточная маневренность истребителя. Самолетом, который должен был перечеркнуть недостатки данного истребителя, должен был стать Мессершмитт Bf.210.
Мессершмитт Bf.210
Несмотря на то, что первый Bf.210 поднялся в воздух еще в сентябре 1939 года, работы по созданию и доводке до ума машины проходили очень медленно, невзирая на титанические усилия, которые прилагало конструкторское бюро Мессершмитта. В итоге самолет, за которым закрепилась дурная слава, было решено снять с конвейера. Всего немцы собрали 90 таких самолетов, еще 267 штук было собрано в Венгрии. Все самолеты в основном использовались на Средиземноморском ТВД: в Тунисе и на Сардинии.
Полностью отказываться от идеи многоцелевого истребителя в люфтваффе не стали и, используя наработки по Мессершмитту Bf.210 приступили к работам над версией Bf.410 получившей обозначение Hornisse (Шершень). Данное решение позволяло использовать заготовленные детали, технологическую оснастку и комплектующие, которые были подготовлены для версии Bf.210. Помимо этого такой подход облегчал освоение новой машины летным составом. Первый Мессершмитт Bf.410 поднялся в воздух через 9 месяцев, после того как было принято решение о прекращении выпуска предыдущей версии. Мессершмитт Bf.410 в буквальном смысле являлся переделкой серийных самолетов Bf.210. При его создании был изменен мидель фюзеляжа и его длина, значительные изменения внесли в конструкцию крыла, была предусмотрена установка новых форсированных 12-цилиндровых двигателей DB-603А-1, развивавших мощность в 1850 л.с. Производство самолета развернули в декабре 1942 года в Германии на заводах компании «Мессершмитт», а также в Венгрии на Дунайском самолетостроительном заводе. Всего до конца войны было произведено около 1200 данных двухмоторных тяжелых истребителей.
Главным отличием Мессершмитта Bf.410 от 210 версии являлись более мощные двигатели DB-603А-1, которые развивали максимальную мощность на высоте 2700 метров. Помимо этого на 5 градусов была уменьшена стреловидность передней кромки консолей крыла, появились предкрылки. Была улучшена аэродинамика за счет изменения радиаторов и улучшения формы закрылков. Наконец-то удалось достигнуть того, к чему вот уже на протяжении ряда лет стремились разработчики. Новый самолет по своим летным данным наконец-то превзошел своего предшественника Bf.110. Во многом за счет установки более совершенных и мощных двигателей. Внутренняя подвеска бомб на «шершне» позволял ему сохранять большую скорость по сравнению сто «сто десятым», который в 1942-1943 году использовался на фронтах уже лишь в роли скоростного бомбардировщика.
Мессершмитт Bf.410
Варианты истребителя Bf.410A-1 и A-2 во многом повторяли друг друга. Оба этих самолета несли одинаковое вооружение: по две 20-мм пушки MG 151/20E и два пулемета MG17 винтовочного калибра 7,92-мм, которые жестко фиксировались в носовой части фюзеляжа. Также в специальных вращающихся турелях FDL или FDSL были установлены по одному 13-мм пулемету MG131. На внутренней подвеске самолет мог нести до 1000 кг. бомб: одну 1000-кг, две 500-кг, или 8 50-кг бомб. Хотя нагрузка более 500 кг. уже считалась как «перегруз». Помимо этого версии Bf.410A-1, которые были приспособлены под пикировщик, оснащались специальным прицелом Stuvi 5В, а также наружными бомбосбрасывателями для 4-х 50-кг. бомб. Помимо этого на базе модели А-1 производились и узкоспециализированные самолеты, к примеру Ме-410А-1/U1 – разведчик, который оснащался различным набором фотокамер. Также производился тяжелый истребитель Ме-410A-1/U2, который оснащался барабанным оружейным отсеком на 2-е пушки MG 151/20E (с боезапасом по 250 снарядов на ствол). Данный контейнер можно было закрепить поверх бомболюка.
До конца 1943 года на заводе в Аугсбурге сумели построить около 457 самолетов в версии Мессершмитт Bf.410A. В декабре был налажен выпуск самолетов на заводе Dornier Werke в Оберпфаффенхофене. В феврале 1944 он вышел на свою проектную мощность. К этому времени многие Ме-210 также были переделаны до стандарта Ме-410. В это же время появилась идея вооружения самолета новой авиационной пушкой ВК 5 калибра 50-мм, которая небезосновательно считалась очень эффективным оружием при борьбе с бомбардировочной авиацией союзников. Стрельбы с использованием этого мощного орудия закончились достаточно удачно.
Модели самолета с 50-мм орудием получили обозначение Bf.410V2. Испытания ее в боевых действиях завершились успешно, после чего было принято окончательное решение о постройке 100 самолетов, вооруженных пушками ВК 5 и оснащенных прицелами ZFR 4а. Данная модификация была названа Ме-410A-1/U4. В это же время стандартный Ме-410А-1, который трудно было приспособить на роль разведчика, подвергся ряду изменений. На его базе был создан самолет Bf.410A-3, в котором вся разведывательная аппаратура была размещена в передней части фюзеляжа, откуда предварительно демонтировалось наступательное вооружение самолета. Также в апреле 1944 года самолеты Мессершмитт Bf.410 начали оснащаться новыми более совершенными двигателями DB 603 S, которые обладали повышенной степенью сжатия и могли некоторое время работать в форсированном режиме с мощностью 1900 л.с. при 2700 об. минуту.
Мессершмитт Bf.410A-1/U4 c 50-мм пушкой
Самолеты серий Bf.410В-1 и В-2 являлись скоростным бомбардировщиком и тяжелым истребителем соответственно. Все они изготавливались в самых разных модификациях. Так на самолетах серии Bf.410В-2/U2 стандартное вооружение было заменено на две 30-мм пушки МК 103, в то время как дополнительным вооружением являлась мощное 50-мм орудие ВК 5. Также параллельно с этим шли работы над выпуском машины, вооруженных сменным комплексом вооружения Rustsatz, а также новой альтернативной 37-мм пушкой ВК 3,7, которая, как и ее 50-мм аналог, была предназначена для борьбы с бомбардировщиками союзников. Несколько самолетов, вооруженных такими пушками даже смогли пройти боевые испытания в частях.
На ряде машин немцы пробовали смонтировать пусковые установки для пуска 210-мм ракет Wurf Granat 210. Так на самолете версии Bf.410A-1 была установлена 6-трубная пусковая установка для запуска ракет данного типа. Как показали проведенные испытания, одновременный пуск 6 ракет мог серьезно повредить самолет. Несмотря на это работы в данном направлении были продолжены, и после многочисленных экспериментов конструкторам удалось добиться сравнительно безопасного пуска ракет в воздухе. При этом, не смотря на все первоначальные успехи, работы по дальнейшему совершенствованию, равно как и производству данных самолетов были свернуты к сентябрю 1944 года. Мессершмитт Bf.410 был недостаточно маневренным, для того чтобы уйти от атак американских истребителей «Мустанг», которые начали сопровождать бомбардировщики союзников. Кроме того, принятая в Германии программа «Jagernotprogramm» (программа ускоренного выпуска дешевых истребителей) ставила крест на всех двухмоторных машинах данного класса.
Тактико-технические характеристики Мессершмитта Bf.410A2
Размеры: размах крыла – 16,35 м, длина - 12,48 м, высота - 4,28 м.
Площадь крыла – 36,2 кв. м.
Масса самолета, кг.
- пустого – 7 518
- нормальная взлетная – 9 165
- максимальная взлетная – 10 650
Тип двигателя – два 12-цилиндровых двигателя Daimler-Benz DB 603A жидкостного охлаждения, мощностью 1850 л.с. каждый
Максимальная скорость – 620 км/ч
Боевой радиус – 2300 км.
Практический потолок – 10 000 м.
Экипаж – 2 человека (пилот и стрелок)
Вооружение стрелково-пушечное: 2×20-мм пушка MG-151, 2×13 мм пулемёта MG-131 2×7,92 мм пулемёта MG-17.
Боевая нагрузка 1000 кг.
Комментариев нет: