Корвет «Тигр»: первый среди равных или лучший в своем классе?
Как и головной корвет «Стерегущий», переданный ВМФ в ноябре 2007 г., «Сообразительный» унаследовал наименования эскадренных миноносцев проекта 7У – кораблей, спроектированных советскими конструкторами в 1930-е гг. и построенных на отечественных судостроительных заводах. Эсминцы, став первыми серийными надводными кораблями, построенными по программе создания «Большого флота Страны Советов» и составившие в предвоенные годы основу его надводных сил, героически воевали на Балтике, на Черном море и Севере, оставив свои славные имена в истории отечественного ВМФ. Новый «Сообразительный» – третий корабль с этим именем, примет эстафету гвардейского эсминца и большого противолодочного корабля Черноморского флота.
Воплощенное во множестве боевых катеров и кораблей творчество специалистов санкт-петербургского Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», недавно отметившего свое 60-летие, всегда отличала не только нестандартность и новизна проектных решений, выбираемых для осуществления поставленных задач, но и стремление максимально использовать для размещения оружия и вооружения ограниченное жесткими требованиями заказчика водоизмещение. Иными словами, достижение максимальной боевой эффективности жестко увязывается со сравнительно небольшими размерами корабля.
В спроектированных ОАО «ЦМКБ «Алмаз» многоцелевых корветах, своим вступлением в строй начавших возрождение российского флота после полутора десятилетий застоя, использованы самые передовые технологии военного кораблестроения, морского оружия и вооружения. Строящиеся серийно на двух российских судостроительных предприятиях в соответствии с утвержденной государственной программой, они заменяют в составе ВМФ несколько типов устаревших и выслуживших нормативные сроки противолодочных и ракетных кораблей.
Заложенный в концепцию проекта корабля принцип модульных зон позволяет повышать его боевую эффективность и эксплуатационные качества в процессе строительства серии путем изменения состава вооружения, боевых и технических средств, а также предусматривает возможность использования иного типа и схемы главной энергетической установки. Частично это уже реализуется на строящихся для отечественного ВМФ корветах.
Экспортный вариант корабля – проект 20382 «Тигр» – обладает значительными преимуществами перед современными зарубежными аналогами, которые относят к классу корветов.
В зарубежной военно-технической практике термин «корвет» используется достаточно широко, однако четкое определение данного класса боевых кораблей отсутствует. Поскольку национальные ВМС имеют собственную официальную классификацию боевых кораблей, в открытой печати корветами именуются весьма различные по составу вооружения и решаемым задачам корабли.
К корветам часто относят как сравнительно крупные ракетные катера, так и патрульные корабли экономической зоны (OPV), которые обычно проектируются по стандартам коммерческого судостроения, но в случае необходимости имеют возможность довооружения (например, MEKO A100RMN ВМС Малайзии). С другой стороны, имеются примеры, когда по конъюнктурным соображениям к корветам относят и более крупные корабли. Так, корабли проекта MEKO A200 полным водоизмещением около 3700 т в ВМС ЮАР официально классифицируются как корветы.
Вследствие значительного увеличения стоимости современных корабельных систем вооружения по сравнению со стоимостью создания «платформы», а также изменениями в геополитической ситуации, произошла переориентация ряда флотов на легкие фрегаты и корветы в качестве основы надводных сил. «Второе рождение» корветов также было обусловлено появлением и быстрым совершенствованием сравнительно легкого эффективного вооружения (противокорабельных ракет – ПКР), что уравняло их по боевой эффективности с более крупными кораблями. Корветы особенно привлекательны для стран, которые имеют протяженные морские границы и вынуждены постоянно поддерживать корабельный состав своих ВМС в количестве, достаточном для решения разнообразных задач.
Задача создания многоцелевого корабля, обладающего возможностями эффективного поиска и уничтожения подводных лодок, при ограничении стандартного водоизмещения величиной 1500-1700 т, – наиболее сложная, поскольку для этого необходимо разместить на борту гидроакустический комплекс достаточной мощности и вертолет временного или постоянного базирования. Размещение мощной гидроакустической станции в подкильном обтекателе весьма затруднено, поэтому зарубежные корветы оснащаются малогабаритными ГАС с небольшой дальностью действия. Гибкие протяженные буксируемые антенны не используются, что значительно снижает дальность обнаружения подводных целей. Для нормального размещения вертолета ПЛО и комплекса авиационно-технических средств корабль должен иметь существенно большие размерения а, следовательно, и водоизмещение. Кроме того, корабли водоизмещением 1200-1500 т не могут эффективно использовать вертолет на волнении из-за невысоких мореходных качеств.
В силу этих объективных причин наблюдается тенденция к увеличению водоизмещения многоцелевых корветов. По своим возможностям они приближаются к кораблям класса «фрегат», имея меньшую стоимость постройки и эксплуатации.
Современные комплексы высокоточного оружия, средства освещения надводной, подводной и воздушной обстановки, а также наличие на борту вертолета снижают приоритетность высокой скорости полного хода корабля и компенсируют ее уменьшение до 26-28 узлов. Большинство корветов (К130, Sigma, MEKO 100RMN) не имеют в составе ГЭУ газовых турбин, поскольку ход в 26-28 узлов возможно обеспечить простой в эксплуатации и менее дорогой экономичной дизельной установкой.
Особо необходимо отметить, что комплексное использование всех способов снижения заметности корабля по физическим полям (так называемых stealth технологий) до настоящего времени в серийно построенных кораблях класса «корвет» отсутствует. Французские фрегаты типа La Fayette и созданные на их базе модификации – корабли значительно большего водоизмещения (3700 т). Широко рекламируемые как «малозаметные корветы» корабли типа Visby (Швеция, водоизмещение – 600 т, длина – 72,8 м) правильнее отнести к подклассу больших катеров.
Корвет «Тигр» проекта 20382 – экспортная модификация «Стерегущего».
Основными задачами боевых кораблей в военное время является борьба с надводными кораблями и судами противника, поражение береговых целей, артиллерийская поддержка морского десанта, поиск и уничтожение подводных лодок. С учетом качественного обновления подводных сил флотов государств, в частности Азиатско-Тихоокеанского региона, последняя задача становится все более актуальной.
Очевидно, что решение данной задачи корветом «Тигр» будет на порядок эффективнее, нежели его зарубежными аналогами. Это обеспечивается современным мощным цифровым ГАК и тяжелым противолодочным вертолетом постоянного базирования, несущим самые совершенные средства поражения подводных целей.
При поддержке десантных операций неоспоримое преимущество «Тигра» определяется 100-мм автоматической артиллерийской установкой, обеспечивающей надежное поражение как береговых, так и надводных целей без расходования весьма дорогостоящих крылатых ракет для стрельбы по наземным целям. Превосходство в артиллерии может иметь решающее значение и в морском бою. А боевое применение ПКР по надводным кораблям на полную дальность (свыше 200 км) возможно как с использованием корабельной системы обнаружения и целеуказания, так и с помощью корабельного вертолета.
Наконец, и в борьбе с воздушным противником корвет «Тигр» не будет иметь равных в своем классе – эту задачу способен решать ЗРК с вертикальным пуском ракет. Его возможности значительно больше, чем самооборона одиночного корабля.
Рассмотрение иностранных аналогов российского «Тигра» (см. табл.) показывает, что до настоящего времени за рубежом пока не создан универсальный многоцелевой корабль класса «корвет» водоизмещением около 2000 т, способный эффективно решать все вышеназванные задачи и характеризующийся комплексным применением технологий снижения заметности по физическим полям.
Комментариев нет: