Самоходная артиллерия десанта: АСУ-76, АСУ-57, АСУ-85
Десантные войска были впервые успешно применены во второй мировой войне, например: операция «Меркурий» (с 20 по 31 мая 1941 года), когда 7-я парашютная дивизия и 22-я аэромобильная дивизии вермахта захватили Крит.
Однако же Вторая Мировая война показали, что десантным подразделениям необходимо усилить огневую мощь. Так потери вермахта при штурме Крита, составили около 4 тыс. человек убитыми и около 2 тыс. ранеными, большая часть из них парашютисты.
В Советском Союзе, было понимание этой проблемы. Еще 30-е годы, пытались вооружить десантные войска пушками, минометами, легкими танками, бронеавтомобилями. Отрабатывалось сбрасывание на парашютах танкеток Т-27, приводняли Т-37.
Но большего добиться не хватило возможностей и ресурсов, в Великую Отечественную десант фактически, по вооружению, не отличался от стрелковых частей.
После войны КБ Н. А. Астрова получило задание разработать специальную технику для ВДВ. Оно уже в годы войны разрабатывало легкие танки для десанта.
АСУ-76
Уже в 1949 году, на вооружение была принята авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76. Её корпус сварили из листов стали толщиной до 13 мм – это защищало экипаж от стрелкового оружия и осколков. В открытой сверху рубке поставили 76 мм пушку Д-56Т, там же был размещён боекомплект в 30 выстрелов. Был установлен прицел ОПТ-2, с помощью него можно было вести огонь и прямой наводкой и с закрытых позиций. На левом борту боевого отделения установили ручной пулемет РП-46.
С правой стороны кормовой части рубки был установлен карбюраторный двигатель ГАЗ-51Е, с 4-х скоростной коробкой передач.
Ходовая часть состояла из ведущих передних колес, 4-х опорных и 2-Х поддерживающих катков на борт. Подвеску установили торсионную, с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. Роль направляющего катка играл – последний опорный каток, что обеспечивало необходимую для улучшения проходимости длину опорной поверхности. С целью повышения устойчивости машины при стрельбе – поставили в опорные катки тормоза, а направляющие колеса сделали самотормозящими.
Шли испытания плавающей модели АСУ-76. Но в итоге от серии отказались, авиация не могла их транспортировать.
АСУ-57
В 1951 году была готова более легкая АСУ-57. Вес сократили уменьшив бронирование до 6 мм и применив алюминиевые сплавы, также уменьшили размеры машины. Была установлена 57 мм пушка Ч-51М, конструкции Е. В. Барко, скорость снаряда составляла 1158 м. в с., боекомплект – 30 подкалиберных снарядов. Небольшой 4-х цилиндровый двигатель М-20Е установили поперек корпуса, в блоке с 4-х скоростной коробкой передач и бортовыми фрикционами. Для быстрой замены силового агрегата, его удерживало 4-ре болта.
Из-за уменьшения веса самоходки, уменьшилось удельное давление на грунт. Особенности ходовой части были сохранены с АСУ-76.
В 1954 году появилась плавающая АСУ-57П. Установили водонепроницаемый корпус, улучшили пушку Ч-51М – оснастив более технологичным активным дульным тормозом. Двигатель улучшили до 60 л. с. Водоходным движителем установили 2-ва гребных винта с приводом от направляющих колес.
АСУ-57П не приняли на вооружение, посчитали что АСУ-57 достаточно уже в войсках, к тому же разрабатывалась более совершенная техника.
Серийно производилась на Мытищинском машиностроительном заводе с 1951 по 1962 годы.
СУ-85
В 1951 году было начато проектирование более мощной, чем СУ-76, самоходки. Лобовой лист корпуса толщиной в 45 мм и наклоненный на 45 градусов защищал экипаж от бронебойных снарядов малого и среднего калибра. В рубке размещалась 85-мм пушка Д-70 с эжектором, спаренная с пулеметом СГМТ. Начальная скорость бронебойного снаряда1005 м. в с. делала СУ-85 серьезным оружием.
На самоходке установили 6-ти цилиндровый 210-сильный двухтактный автомобильный дизель ЯМЗ-206В. Для обеспечения нужной удельной мощности ввели эжекционную систему охлаждения. Двигатель поставили поперёк корпуса. Однодисковое сцепление оказалось ненадежным и его позднее заменили многодисковым фрикционом.
Самоходку оснастили приборами ночного видения, радиостанцией, на корме прикрепили дымовые шашки БДШ-5.
СУ-85 модернизировали два раза – над боевым отделением создали крышу с вентиляцией. В 70-е годы вооружили зенитным пулеметом ДШК.
Самоходки поступали, как в сухопутные, так и войска ВДВ. Находилась на вооружении воздушно-десантных войск Советского Союза в период с 1959 года до момента поступления на вооружение в конце 60-х годов БМД-1.
ТТХ АСУ-57 (СУ-85)
Масса, т – 3,3 (15,5)
Экипаж – 3 (4)
Длина с пушкой, мм – 5750 (8435)
Длина корпуса, - мм 3480 (6240)Ширина, мм – 2086 (2970)
Высота, мм – 1460 (2970)
Клиренс, мм 300 (420)
Скорость, км в час – 45 (45)
Запас хода, км – 250 (360)
Бронирование, мм, лоб – 6 (45)
Борт – 4 (13)
Корма – 4 (6)
Калибр пушки, мм – 57 (85)
Боекомплект – 30 (45)
АСУ-85 на улицах Праги. Вторжение в Чехословакию в 1968 году началось с высадки бойцов 103-й гвардейской дивизии ВДВ в аэропорту Праги и захвата его.
Однако же Вторая Мировая война показали, что десантным подразделениям необходимо усилить огневую мощь. Так потери вермахта при штурме Крита, составили около 4 тыс. человек убитыми и около 2 тыс. ранеными, большая часть из них парашютисты.
В Советском Союзе, было понимание этой проблемы. Еще 30-е годы, пытались вооружить десантные войска пушками, минометами, легкими танками, бронеавтомобилями. Отрабатывалось сбрасывание на парашютах танкеток Т-27, приводняли Т-37.
Но большего добиться не хватило возможностей и ресурсов, в Великую Отечественную десант фактически, по вооружению, не отличался от стрелковых частей.
После войны КБ Н. А. Астрова получило задание разработать специальную технику для ВДВ. Оно уже в годы войны разрабатывало легкие танки для десанта.
АСУ-76
Уже в 1949 году, на вооружение была принята авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76. Её корпус сварили из листов стали толщиной до 13 мм – это защищало экипаж от стрелкового оружия и осколков. В открытой сверху рубке поставили 76 мм пушку Д-56Т, там же был размещён боекомплект в 30 выстрелов. Был установлен прицел ОПТ-2, с помощью него можно было вести огонь и прямой наводкой и с закрытых позиций. На левом борту боевого отделения установили ручной пулемет РП-46.
С правой стороны кормовой части рубки был установлен карбюраторный двигатель ГАЗ-51Е, с 4-х скоростной коробкой передач.
Ходовая часть состояла из ведущих передних колес, 4-х опорных и 2-Х поддерживающих катков на борт. Подвеску установили торсионную, с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. Роль направляющего катка играл – последний опорный каток, что обеспечивало необходимую для улучшения проходимости длину опорной поверхности. С целью повышения устойчивости машины при стрельбе – поставили в опорные катки тормоза, а направляющие колеса сделали самотормозящими.
Шли испытания плавающей модели АСУ-76. Но в итоге от серии отказались, авиация не могла их транспортировать.
АСУ-57
В 1951 году была готова более легкая АСУ-57. Вес сократили уменьшив бронирование до 6 мм и применив алюминиевые сплавы, также уменьшили размеры машины. Была установлена 57 мм пушка Ч-51М, конструкции Е. В. Барко, скорость снаряда составляла 1158 м. в с., боекомплект – 30 подкалиберных снарядов. Небольшой 4-х цилиндровый двигатель М-20Е установили поперек корпуса, в блоке с 4-х скоростной коробкой передач и бортовыми фрикционами. Для быстрой замены силового агрегата, его удерживало 4-ре болта.
Из-за уменьшения веса самоходки, уменьшилось удельное давление на грунт. Особенности ходовой части были сохранены с АСУ-76.
В 1954 году появилась плавающая АСУ-57П. Установили водонепроницаемый корпус, улучшили пушку Ч-51М – оснастив более технологичным активным дульным тормозом. Двигатель улучшили до 60 л. с. Водоходным движителем установили 2-ва гребных винта с приводом от направляющих колес.
АСУ-57П не приняли на вооружение, посчитали что АСУ-57 достаточно уже в войсках, к тому же разрабатывалась более совершенная техника.
Серийно производилась на Мытищинском машиностроительном заводе с 1951 по 1962 годы.
СУ-85
В 1951 году было начато проектирование более мощной, чем СУ-76, самоходки. Лобовой лист корпуса толщиной в 45 мм и наклоненный на 45 градусов защищал экипаж от бронебойных снарядов малого и среднего калибра. В рубке размещалась 85-мм пушка Д-70 с эжектором, спаренная с пулеметом СГМТ. Начальная скорость бронебойного снаряда1005 м. в с. делала СУ-85 серьезным оружием.
На самоходке установили 6-ти цилиндровый 210-сильный двухтактный автомобильный дизель ЯМЗ-206В. Для обеспечения нужной удельной мощности ввели эжекционную систему охлаждения. Двигатель поставили поперёк корпуса. Однодисковое сцепление оказалось ненадежным и его позднее заменили многодисковым фрикционом.
Самоходку оснастили приборами ночного видения, радиостанцией, на корме прикрепили дымовые шашки БДШ-5.
СУ-85 модернизировали два раза – над боевым отделением создали крышу с вентиляцией. В 70-е годы вооружили зенитным пулеметом ДШК.
Самоходки поступали, как в сухопутные, так и войска ВДВ. Находилась на вооружении воздушно-десантных войск Советского Союза в период с 1959 года до момента поступления на вооружение в конце 60-х годов БМД-1.
ТТХ АСУ-57 (СУ-85)
Масса, т – 3,3 (15,5)
Экипаж – 3 (4)
Длина с пушкой, мм – 5750 (8435)
Длина корпуса, - мм 3480 (6240)Ширина, мм – 2086 (2970)
Высота, мм – 1460 (2970)
Клиренс, мм 300 (420)
Скорость, км в час – 45 (45)
Запас хода, км – 250 (360)
Бронирование, мм, лоб – 6 (45)
Борт – 4 (13)
Корма – 4 (6)
Калибр пушки, мм – 57 (85)
Боекомплект – 30 (45)
АСУ-85 на улицах Праги. Вторжение в Чехословакию в 1968 году началось с высадки бойцов 103-й гвардейской дивизии ВДВ в аэропорту Праги и захвата его.
Комментариев нет: