Справедливый компромисс
Как известно, во время визита в Индию председателя правительства РФ Владимира Путина 12 марта было подписано дополнительное соглашение по финансированию дальнейшей перестройки тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в полноценный авианосец Vikramaditya для ВМС Индии. Напомним, что первый контракт стороны заключили в Нью-Дели 20 января 2004 г. Тогда Россия обязалась переоборудовать корабль за $974 млн. Индия закупала также 16 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а также несколько противолодочных вертолетов Ка-27 и вертолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Ка-31.
Честно говоря, уже тогда сумма сделки вызывала сомнения, поскольку северодвинскому Севмашу предстояло не просто модернизировать корабль, а почти целиком перестроить, фактически создать его заново. Прежним оставался лишь корпус. Все остальное подлежало замене. Переговорщики с российской стороны явно просчитались, взявшись за небольшие деньги переоборудовать корабль.
Переговоры с Индией о продаже ВМС этой страны «Адмирала Горшкова» велись с 1995 г. Протекали они непросто. Первоначально, кстати, российская сторона называла вполне реальную цену – чуть более $2 млрд. Но индийцы настаивали на ее снижении. В итоге она упала более чем вдвое.
В сложном характере работ нетрудно убедиться, сравнив тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» с будущим авианосцем Vikramaditya.
Корабль полным водоизмещением 44500 т проекта 11434 разработан Невским проектно-конструкторским бюро под руководством Василия Аникиева. Его закладка под названием «Баку» состоялась на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в декабре 1978 г. Корпус спустили на воду в марте 1982 г., а испытания крейсера начались в июне 1986 г. В декабре 1987 г. «Баку» поднял военно-морской флаг СССР и вошел в состав флота.
Истребитель вертикального взлета и посадки Як-141 должен был стать главным вооружением ТАВКР «Баку».
Тяжелый авианесущий крейсер «Баку».
«Баку» существенно отличался составом вооружения, прежде всего электронного, от своих предшественников проектов 1143 («Киев» и «Минск») и 11433 («Новороссийск»). Крейсер оснастили радиолокационной станцией «Марс-Пассат» с фазированными антенными решетками, боевой информационно-управляющей системой «Лесоруб» и другими совершенными для того времени электронными средствами. Мощным было ракетно-артиллерийское вооружение. 12 противокорабельных ракет П-500 комплекса «Базальт» могли поразить цель на дальности до 500 км. Два 100-мм орудия АК-100 дополняли ударный арсенал. Имелся и значительный потенциал ПВО: четыре блока зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» (боезапас – 192 ракеты), а также артиллерийские установки обороны ближнего рубежа.
Но главным оружием тяжелого авианесущего крейсера должны были стать новые самолеты и вертолеты – модернизированные легкие штурмовики Як-38М, а также новые многоцелевые сверхзвуковые палубные истребители вертикального взлета и посадки Як-41М (Як-141) и вертолеты радиолокационного дозора Ка-252РЛД (Ка-31). Однако к моменту ввода корабля в строй истребитель Як-141 еще проходил летные испытания. Затянулась и доводка вертолета Ка-252РЛД. Вот почему «Баку» вначале получил только палубные штурмовики Як-38М.
Осенью 1991 г. на крейсере, переименованном в «Адмирала Флота Советского Союза Горшкова», начался корабельный этап испытаний сверхзвукового истребителя вертикального взлета и посадки Як-141. В очередном полете одна из опытных машин при посадке на палубу потерпела аварию. А вскоре последовал распад Советского Союза, и финансирование программы создания уникального самолета, обогнавшего американский F-35B на двадцать лет, прекратилось. Со снятием с вооружения штурмовиков Як-38 «Горшков» утратил ударную авиагруппу. На него базировались лишь противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ и поисково-спасательные Ка-27ПС.
Эксплуатировать крейсер в создавшихся условиях оказалось делом слишком расточительным и его вывели из боевого состава флота. С него полностью сняли вооружение.
Многоцелевой истребитель МиГ-29К.
Учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ ВМС Индии совершает пролет над палубой тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Новый облик «Адмирала Горшкова», который в индийском флоте получил название Vikramaditya в честь легендарного всемогущего героя, создан Невским ПКБ (проект 11430). Корабль получил сплошную полетную палубу длиной 198 м с поднятым на 14 градусов носовым трамплином для обеспечения взлета самолетов. На него будут базироваться 16 палубных истребителей МиГ-29К, два учебно-боевых самолета МиГ-29КУБ, а также до 10 вертолетов ПЛО Ка-28 или Sea King, HAL Dhruv и ДРЛО Ка-31. Он сможет принимать и перспективные индийские истребители HAL Tejas.
То есть «Горшков» станет полноценным авианосцем, способным выполнять разнообразные ударные и оборонительные задачи.
О составе другого вооружения корабля – до сих пор сведения противоречивые. Для обеспечения ближней ПВО авианосец, вероятно, получит несколько установок российского ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан». По сведениям индийской печати, не исключено, что на нем будут размещены ЗУР Barak израильского производства.
Проекция верхней палубы авианосца Vikramaditya.
Переоборудование «Адмирала Горшкова» в Vikramaditya вначале шло высокими темпами. Но вскоре стало ясно, что объем работ значительно превысит запланированный. Не хватало и опыта строительства подобных кораблей северодвинским корабелам. Стали возникать трения между заказчиком и исполнителем контракта. К январю 2007 г. Индия выплатила $458 млн., а затем приостановила дальнейшие платежи по контракту. Однако Севмаш за счет кредитов и собственных средств продолжил работы на корабле, но интенсивность их замедлилась. В ноябре 2007 г. российская сторона подняла вопрос о необходимости дополнительного финансирования. В декабре 2008 г. комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации Vikramaditya.
Перспективный истребитель HAL Tejas.
Почему в Дели пошли на этот шаг? Ведь можно было отказаться от контракта и через суды добиться хотя бы части потраченных средств. Причин три. Первая – индийские военные моряки ясно осознали, что их будущий авианосец, находящийся сейчас на Севмаше, станет мощным и высокоэффективным кораблем. Вторая – в давних дружеских связях двух государств. В том, наконец, что большинство своих побед Вооруженные Силы Индии завоевали, в том числе и на море, советским оружием.
В 2008 г. Vikramaditya спустили на воду. Тем временем попеременно в Москве, Дели и Северодвинске шли очень трудные переговоры. Они завершились за несколько дней до визита Владимира Путина в Индию. Новая стоимость модернизации корабля, по данным индийских СМИ, составляет $2,35 млрд. К концу 2012 г. авианосец, готовность которого сегодня составляет более 70%, должен быть передан ВМС Индии.
– Благоприятный результат переговоров говорит о том, что предложения Севмаша об увеличении стоимости были правомерными, – заявил после подписания дополнительного соглашения генеральный директор Севмаша Николай Калистратов. – Предприятие доказало правильность своих расчетов, и индийская сторона с этим согласилась, изменение стоимости хоть и не в полной мере, было удовлетворено.
Судя по всему, и индийская сторона довольна результатами переговоров. Недаром коммодору Сайлиндрану Мадусуданану, который три года возглавлял группу наблюдения за переоборудованием авианосца Vikramaditya на Севмаше, после возвращения на родину присвоили звание контр-адмирала. Как раз на время его службы в Северодвинске выпали самые нелегкие этапы переговоров по ценовому вопросу. Политическая воля и такт обоех сторон позволили достигнуть справедливого компромисса.
Одновременно с дополнительным соглашением по Vikramaditya Россия и Индия заключили контракт на поставку ВМС Индии еще 29 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Сумма сделки – $1,5 млрд. Кстати, первые шесть таких истребителя по контракту 2004 г. прибыли в Индию, а четыре из них уже приняты на вооружение ВМС.
Сейчас перед коллективом Севмаша стоит ответственная задача выполнить заказ в срок и с высоким качеством. Коллектив крупнейшего в Европе судостроительного завода настроен выполнить принятые обязательства. Чтобы подготовить корабль в срок к самой ответственной фазе – испытаниям и сдаче, и было подписано соглашение о сотрудничестве с ЧСЗ, на котором построен ТАВКР «Баку». Опыт украинских корабелов, безусловно, пригодится.
Vikramaditya достраивается на Севмаше.
Комментариев нет: