«Временная мера» в ожидании Т-50
По нынешним планам первые серийные экземпляры нового истребителя Т-50 пойдут в войска только в 2013 году. К этому также стоит прибавить несколько лет, в течение которых части ВВС будут получать новую технику. Выходит, до полного перевода летчиков-истребителей на самолет пятого поколения пройдет лет пять, если не больше. Но воздушное пространство страны не будет ждать, его нужно защищать уже сейчас. Поэтому производство уже освоенных истребителей поколений 4+ и 4++ будет продолжаться. Пожалуй, самый главный заказ в этой области касается поставок истребителей Су-35С. Очередная машина семейства Су-27 будет призвана сначала полностью исполнять роль наиболее нового и совершенного истребителя отечественных ВВС, а позже станет дополнять серийные Т-50. Такая хитрая схема переоснащения военно-воздушных сил была выбрана по одной простой причине: полноценный истребитель пятого поколения еще не готов, но есть возможность закупить достаточное количество машин поколения 4++.
Что интересно, новые самолеты не только улучшат обороноспособность страны, но и «восстановят справедливость» в одном отдельно взятом секторе авиационной техники. Дело в том, что Су-35С оснащаются двигателями АЛ-41Ф1С. Это двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги. Таким образом, Су-35С станет первым отечественным истребителем с управляемым вектором тяги, который не только дошел до полноценного серийного производства, но и попал в российские ВВС. Кроме Су-35С сейчас производится другие модели семейства Су-27 под названиями Су-27СМ2 и Су-27СМ3. Они также оснащаются двигателями с управлением вектором тяги, но другой модификации. На Су-27СМ2/СМ3 устанавливаются двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-31Ф-М1. Отличие между двигателями модификаций АЛ-41Ф1С и АЛ-31Ф-М1 заключаются в ряде конструктивных особенностей и разной тяге.
И все же остался открытым вопрос, где же та самая «восстановленная справедливость»? Все очень просто, экономическая ситуация последних десятилетий не позволила в свое время российским военно-воздушным силам обзавестись отечественными самолетами с отклоняемым вектором тяги. В итоге, как бы это не было обидно и неприятно, первые самолеты российского производства, имеющие такую полезную для маневренности функцию, отправились служить в Индию. Теперь же, наконец, ВВС России получили достаточное финансирование для того, чтобы и самим обзавестись новой техникой поколения 4++, и с ее помощью «дождаться» полноценного истребителя пятого поколения.
Кроме уже упомянутых Су-35С и Су-27СМ2/СМ3 в ближайшие годы отечественные ВВС также получат три десятка истребителей Су-30СМ. Они создавались на базе экспортной модификации Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, для Индии) с учетом пожеланий и требований российских военных. В частности, есть непроверенная информация, что двигатели АЛ-31ФП на Су-30СМ для России будут заменены на АЛ-41Ф1. Кроме того, уже несколько месяцев ходят упорные слухи о том, что новые самолеты корабельного базирования МиГ-29К тоже будут оснащаться двигателями с управляемым вектором тяги. Если это правда, то, вероятно, на фирме «Климов» дорабатывают экспериментальный двигатель РД-133. Наконец, двигатели АЛ-41Ф1 с управляемым вектором тяги будут устанавливаться на истребителях Т-50, которые сейчас проходят испытания. Таким образом, по планам руководства ВВС, все новые истребители (за исключением считанных единиц) будут иметь возможность маневрирования с куда большей эффективностью и совершения гораздо более сложных фигур пилотажа.
Однако основная проблема самолетов со сверхманевренностью кроется в создании и строительстве таких двигателей. Конструктивные особенности регулирующего сопла ощутимо увеличивают сложность и трудоемкость изготовления и, как следствие, цену всего двигателя. Тем не менее, заказчик новых самолетов в лице министерства обороны все подсчитал и принял решение заказывать самолеты именно с возможностью управления вектором тяги. На данный момент только по договорам между фирмой «Сухой» и «Объединенной двигателестроительной корпорацией» должно быть построено свыше сотни двигателей линейки «АЛ» с управляемым вектором тяги. Так, на оснащение 48 заказанных истребителей Су-35С понадобится 96 двигателей АЛ-41Ф1С, и это только для заводской установки, не считая моторов для замены. После выполнения заказа на 48 истребителей возможно подписание еще одного, на более поздний срок. Соответственно, количество необходимых двигателей возрастет.
Как стало известно, двигатели с управляемым вектором тяги будут устанавливаться только на новых самолетах. На уже имеющиеся в войсках борта при необходимости будут ставиться двигатели старых «родных» моделей, которые в достаточном количестве имеются на складах. В то же время, нельзя исключать вероятность того, что некоторые из старых машин все же будут получать двигатели новых модификаций, в том числе и с поворотным соплом. Как бы то ни было, российские военно-воздушные силы, наконец, станут получать современные истребители с достойной аппаратурой и прекрасной маневренностью. Все это поможет относительно малой кровью дождаться большого количества истребителей пятого поколения Т-50.
Комментариев нет: