Подводный флот России (часть 3)
Накануне Октябрьской революции в состав российского военно-морского флота входили помимо надводных кораблей 52 ПЛ, из которых 41 находилась в строю, 7 - в постройке и сборке, 4 - на хранении в порту.
По количеству ПЛ российский флот не уступал флотам многих крупнейших морских держав. Однако существенным недостатком были многотипность ПЛ, а также техническая и моральная устарелость почти половины их.
На Балтийском море имелись 32 ПЛ 6 типов, на Черном море - 19 ПЛ 7 типов. Одна ПЛ входила в состав флотилии Северного Ледовитого океана (\"Святой Георгий\").
Лишь около 60% подводного флота (31 ПЛ типов \"Касатка\", \"Минога\", \"Морж\", \"Барс\" и \"Краб\") строились на отечественных судостроительных заводах по проектам российских конструкторов. Остальные ПЛ были либо построены в России по иностранным проектам, либо закуплены у иностранных фирм. Из 52 ПЛ 49 были торпедными и 3 - минными заградителями. На Балтике ПЛ, находившиеся в строю были сведены в дивизию, на Черном море - в бригаду.
К началу 1918 г. на Балтике ПЛ находились в следующих базах:
В Ревеле - 17 ПЛ (типа \"Сом\" - \"Пескарь\", \"Белуга\", \"Щука\", \"Стерлядь\", типа \"Кайман\" - \"Кайман\", \"Аллигатор\", \"Крокодил\". \"Дракон\"; типа \"Барс\" - \"Тигр\", \"Пантера\", \"Рысь\", \"Кугуар\", \"Ягуар\", \"Единорог\", \"Тур\", \"Змея\", \"Угорь\".
В Хельсингфорсе - 4 ПЛ (типа \"Барс\" - \"Вепрь\", \"Волк\", \"Леопард\", \"Ёрш\").
В Хангэ - 4 ПЛ (типа \"АГ\" - \"АГ-11\", \"АГ-12\", \"АГ-15\", \"АГ-16\").
В Петрограде - 7 ПЛ (\"Минога\", типа \"Касатка\" - -\"Касатка\", \"Кета\", \"Макрель\", \"Окунь\", типа \"Барс\" - \"Форель\". \"Язь\"). ПЛ \"Форель\" и \"Язь\" были переведены из Ревеля в ноябре 1917 г. ПЛ \"Минога\", \"Касатка\", \"Кета\", \"макрель\" и \"Окунь\" прибыли из Финляндии для капитального ремонта 19 декабря 1917 г. ПЛ \"АГ-16\" до 21 июля 1917 г. именовалась \"АГ-13\", \"Кета\" до 17 августа 1917 г. - \"Фельдмаршал граф Шереметев\".
В связи с признанием 18 (31) декабря 1917 г. государственной независимости Финляндии глава Советского правительства Ленин считал абсолютно необходимым полное передислоцирование кораблей Балтийского флота на новую систему баз - Кронштадт, Петроград, Сестрорецк, Лужская губа.
15 февраля 1918 г. на флот поступило распоряжение подготовить все находившиеся в Ревеле ледоколы. 16 февраля начальник 1-й бригады крейсеров в Ревеле получил приказание привести корабли в двухсуточную готовность для перехода в Хельсингфорс. В тот же день Морской генеральный штаб дал срочную директиву командованию флота, в которой , в частности, предусматривалось перебазирование кораблей из передовых баз (Ревель и Хельсингфорс) в Кронштадт. 17 февраля от имени СНК Центральному комитету Балтийского флота (Центробалту) была передана телеграфом директива Коллегии Народного комиссариата по морским делам, в которой предписывалось начать перевод кораблей из Ревеля в Хельсингфорс, а затем в Кронштадт.. Эти директивы явились исходными документами для подготовки и проведения первой стратегической операции советского АМФ - Ледовитого похода, осуществленного в феврале - апреле 1918 г.
17 февраля начальнику дивизии подводного плавания (эти обязанности временно исполнял капитан 2 ранга В.Ф.Дудкин) было приказано немедленно начать перевод в Хельсингфорс всех ПЛ, а также плавучих баз и прочих вспомогательных судов, зимовавших в Ревеле.
Почти на всех ПЛ дивизии подводного плавания, зимовавших в Ревеле, производился ремонт механизмов
20 февраля из Ревеля на буксире ледокола \"Волынец\" вышли первые 3 ПЛ. Спустя два дня ледокол \"Ермак\" повел в Хельсингфорс еще 2 ПЛ и два груженых транспорта.
24 февраля из Ревеля вышел транспорт \"Европа\" вместе с ПЛ \"Тигр\" и \"Кугуар\".
Германская авиация пыталась бомбардировками воспрепятствовать переходу кораблей, но это ей не удалось. Балтийские моряки в чрезвычайно тяжелых условиях вывели из Ревеля 9 ПЛ типа \"Барс\". На переходе в Хельсингфорс затонула неисправная ПЛ \"Единорог\". Эту лодку, не имевшую хода, вел буксир \"Германмарк\", отщвартовав ее у своего борта. В лодку все время поступала вода, поэтому на буксире непрерывно работала водяная помпа. Когда же помпа засорилась и ПЛ стала быстро наполняться водой, швартовы пришлось отдать. ПЛ пошла ко дну. У ПЛ \"Единорог\" оказалась весьма своеобразная судьба. 25 сентября 1917 г. она села на камни у острова Эрё (Або-Аланский архипелаг), получив при этом пробоину. После снятия с камней, следуя на буксире, снова наскочила на подводные рифы и затонула. Была поднята спасательным судном \"Волхов\" 7 октября 1917 г.
В полдень 25 февраля в Ревель вступили германские войска. Здесь они захватили ПЛ типа \"Сом\" учебного отряда \"Белуга\", \"Пескарь\", \"Стерлядь\" и \"Щука\" (вступили в строй в 1905 - 1906 гг.), а также 4 ПЛ типа \"Кайман\", вступившие в строй в 1911 г., устаревшие и поэтому сданные в порт (ПЛ \"Крокодил\" была переоборудована в зарядную станцию). Не удалось вывести из Ревеля транспорт \"Святой Николай\", на котором находилось имущество 4-го дивизиона ПЛ типа \"АГ\", базировавшихся в Хангэ, буксир \"Гренен\" с имуществом и некоторыми механизмами ПЛ \"Угорь\", плавучую мастерскую Балтийского судостроительного завода.
Всего из Ревеля было выведено 56 боевых кораблей и судов. Несколько судов были затерты льдами, они пришли в Хельсингфорс в начале марта.
В Хельсингфорсе шла усиленная подготовка к перебазированию кораблей в Кронштадт.
12 марта вышел первый отряд кораблей в составе 4 линкоров и 3 крейсеров. Проводку осуществляли ледоколы \"Ермак\" и \"Волынец\". Но вскоре военно-политическая обстановка в Финляндии существенно осложнилась. 3 апреля в Хангэ высадилась германская дивизия.
Поэтому моряки 4-го дивизиона были вынуждены взорвать ПЛ \"АГ-11\", \"АГ-12\", \"АГ-15\" и \"АГ-16\" и уничтожить плавбазу \"Оланд\", чтобы они не достались интервентам.
К этому времени в Хельсингфорс сосредоточились 12 ПЛ типа \"Барс\", плавбазы \"Тосно\" и \"Воин\", учебное судно \"Пётр Великий\", использовавшееся в качестве плавбазы и спасательное судно \"Волхов\". Идти своим ходом могли только 7 ПЛ. особенно тяжелым было состояние ПЛ \"Кугуар\" и \"Угорь\"
В ночь на 5 апреля начал переход в Кронштадт второй отряд. НА буксире линкора "Андрей Первозванный" шла ПЛ "Тур", у крейсера "Олег" - ПЛ "Тигр", у крейсера "Баян" - ПЛ "Рысь". На траверзе маяка Грохар примерно в 6 милях от Хельсингфорса, ПЛ "Рысь" была затерта льдом, ее корпус получил повреждения. Крейсер "Баян" отдал буксир. К вечеру 6 апреля этой ПЛ удалось вернуться в Хельсингфорс.
ПЛ "Тур" и "Тигр" в полдень 11 апреля вошли за ледоколом "Ермак" в Кронштадт. У ПЛ "Тур" были серьезно повреждены носовые балластные цистерны и надстройка, у ПЛ "Тигр" оказалась разбита носовая оконечность. Переход третьего отряда был осуществлен 5 эшелонами с 7 по 12 апреля. В этот отряд входили 48 миноносцев, 10 ПЛ, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей. Это был самый сложный и трудный этап Ледового похода. Германское правительство ультимативно потребовало разоружить до 12 часов 12 апреля все советские военные корабли, находящиеся в портах Финляндии.
На рассвете 7 апреля сторожевые корабли "Ястреб" и "Руслан" вывели совместно с буксиром "Аркона" из Хельсингфорса 8 ПЛ. 9 апреля покинули гавань ПЛ "Угорь" 9на буксире у транспорта "Иже") и ПЛ "Кугуар" (на буксире у плавбазы "Тосно"). На ПЛ "Кугуар", вышедшей последней, находился временно исполнявший обязанности начальника дивизии капитан 2 ранга В.Ф.Дудкин.
На переходе корабли часто подвергались сжатию льдами. ПЛ типа "Барс" не имели водонепроницаемых переборок и появление пробоины в прочном корпусе могло привести их к гибели. Лодки настолько покрывались льдом, что порой над глыбами, громоздившимися на палубах, возвышались только рубки. Подводники постоянно скалывали лед. Нередко путь кораблям приходилось прокладывать ломами. Особенно опасной была подвижка льдов. Лед наползал на ПЛ, сжимал их. В корпусах образовывались вмятины, вылетали заклепки, расходились швы. У многих ПЛ были повреждены крышки носовых торпедных аппаратов, носовые и балластные цистерны и надстройки, погнулись вертикальные и горизонтальные рули, обломались лопасти винтов.
15 апреля в наступлением темноты ПЛ "Вепрь", "Волк", "Ягуар", "Рысь", "Ёрш", "Змея", "Леопард" и плавбаза "Тосно" с ПЛ "Кугуар" на буксире прибыли в Кронштадт, а на следующий день они перешли в Петроград.
17 апреля пришла ПЛ "Угорь", 18 апреля - ПЛ "Пантера", 22 апреля - плавбаза -"Воин".
Таким образом, переход третьего отряда кораблей был успешно завершен. В Хельсингфорсе из состава дивизии подводного плавания остались транспорт "Европа", плавбаза "Память Азова" и спасательное судно "Волхов", которые не смогли выйти из-за нехватка угля и значительного некомплекта экипажей.
Последние корабли третьего отряда вышли 12 апреля, когда германские войска уже вступили в предместья города. На следующий день на рейд Хельсингфорса вошли германские дредноуты "Вестфален", "Позен", броненосец "Беовулф" и открыли артиллерийский огонь по берегу.
В Ледовом походе исключительное мужество и самоотверженность проявили В.Ф.Дудкин, С.П.Языков, Г.В.Васильев, Б.М.Ворошилин, Н.А.Горняковский, Г.И.Гутта, А.А.Ждан-Пушкин, Я.К.Зубарев, А.А.Иконников, Н.К.Кечеджи, М.В.Лашманов, Ю.В.Пуарэ, М.Ф.Стороженко, Г.М.Трусов, Г.А.Шредер и многие др.
Спасательное судно "Волхов" вышло из Хельсингфорса 11 мая 1918 г.
Последним его покинуло 28 мая судно "Память Азова", использовавшееся в качестве флагманского корабля старшего морского начальника в Финляндии.
Спасенные ПЛ вместе с небольшим числом ПЛ, находившиеся в Петрограде, составили ядро советских подводных сил.
Советское правительство приняло срочные меры для защиты Кронштадта и Петрограда. В связи с обострением отношений с Германией 14 мая был взорван форт Ино.
Корабельные силы Балтики, приведенные в состояние повышенной боевой готовности, 16 мая 1918 г. были разделены на 3 категории:
Действующий флот,
Вооруженный резерв,
Корабли на долговременном хранении.
В командование дивизией подводных лодок флота \Балтийского моря 22 мая вступил капитан 2 ранга К.Е. Введенский, главным комиссаром дивизии по политической части был назначен минный машинист И.В.Владимиров.
Вместо 6 дивизионов, из которых ранее состояла дивизия, были сформированы две.
Первый дивизион (начальник - старший лейтенант К.Л.Соболев, комиссар И.Е.Иванов) являлся резервным и насчитывал 11 ПЛ : "Волк", "Вепрь", "Ёрш", "Змея", "Форель", "Кугуар", "Язь", "Угорь", "Кета", "Касатка" и "Окунь". Все они нуждались в ремонте или находились в достройке.
Второй дивизион (начальник капитан 2 ранга Я.К.Зубарев,, комиссар С.П.Языков) входили наиболее боеспособные ПЛ - "Тигр", "Пантера", "Рысь", "Тур", "Ягуар", "Леопард", "Минога" и "Макрель".
Дивизия располагала 5 вспомогательными судами.
В течение кампании 1918 г. состав дивизии претерпел существенные изменения. В июле в действующем флоте было оставлено лишь 6 ПЛ ("Тигр", "Пантера", "Ягуар", "Леопард", "Рысь" и "Тур"), сведенные в отдельный дивизион. В резерве в Петрограде находились ПЛ "Волк", "Вепрь", "Ёрш", "Форель", "Минога" и "Макрель", а остальные ПЛ (с начала августа также "Минога" и "Макрель"_ - на хранении в Петроградском порту.
ПЛ "Кета" была совсем исключена из состава флота.
Четыре ПЛ действующего дивизиона вели разведку в Финском и Нарвском заливах, а две - в Ладожском озере с целью воспрепятствовать высадке вражеских десантов на ближних подступах к Петрограду. Первой вышла 3 июля 1918 г. в Ладожское озеро ПЛ "Вепрь", второй - 23 августа - ПЛ "Пантера".
Осенью 1918 г. военно-политическая обстановка резко изменилась. Войска Антанты нанесли поражение истощенной германской армии. 13 ноября ВЦИК принял постановление об аннулировании Брестского мирного договора Однако поражение Германии в войне позволило США, Великобритании и Франции использовать освободившиеся силы для усиления вооруженной борьбы против Советской России.
Летом 1918 г. главным фронтом стал Восточный, упиравшийся своим южным флангом в Каспийское море. Удерживая в своих руках дельту Волги и контролируя северную часть Каспия, советские войска не давали возможности соединиться армиям генерала Деникина и адмирала Колчака. По указанию Ленина были приняты меры по укреплению морских сил на севере Каспийского моря.
В августе 1918 г. начался перевод с Балтики по Мариинской водной системе на Каспий отряда миноносцев. Однако в связи с обострением обстановки на Восточном фронте миноносцы были включены в состав Волжской флотилии.
Ленин настаивал на переброске сюда еще нескольких миноносцев и ПЛ.
В Петрограде срочно готовились к отправке на Каспий железнодорожным путем ПЛ "Минога", "Макрель", "Касатка" и "Окунь". Вскоре эти ПЛ были доставлены в Саратов и спущены на волжскую воду. 15 ноября ПЛ "Минога" и "Макрель" прибыли в Астрахань и вошли в состав Астрахано-Каспийской флотилии, сформированной в октябре 1918 г. ПЛ "Касатка" и "Окунь" зазимовали неподалеку от Саратова.
30 апреля 1919 г. десант, высаженный кораблями Астрахано-Каспийской флотилии овладел Фортом-Александровским )Форт-Шевченко), расположенным в Тюб-Караганском заливе полуострова Мангышлак. Тем самым флотилия получила маневренную базу на восточном берегу Каспия. К середине мая корабли сосредоточились в Тюб-Караганском заливе, но вскоре основные силы флотилии перешли на Астраханский рейд. У Форта-Александровского остались лишь несколько кораблей, в том числе ПЛ "минога" и "Макрель, плавбаза "Ревель".
20 мая 1919 г. над заливом появился самолет-разведчик противника, а около полудня следующего дня на горизонте были обнаружены 11 кораблей интервентов и белогвардейцев. Шесть кораблей противника, в 14.20 подойдя к заливу, открыли огонь. Завязался неравный бой. ПЛ "Макрель" в это время принимала торпеды. Ее командир Г.А.Шредер приказал немедленно погружаться. Быстро уйдя под воду, "Макрель" направилась к выходу из залива навстречу кораблям противника. Глубина фарватера не превышала 7 метров, а осадка ПЛ, идущей под перископом, составляла 6,6 метра. Чтобы увеличить запас воды под килем, ПЛ "Макрель" выходила из залива в опущенным перископом. Командир вел ПЛ вслепую. На горизонтальных рулях стоял рулевой старшина МВ.Лашманов. Высокое мастерство позволило ему удерживать глубину погружения, несмотря на непрерывное изменение дифферента лодки из-за того, чт сальники и заклепки пропускали воду.
Вторая ПЛ - "Минога", у которой были неисправны дизели, подошла на электродвигателях к борту плавбазы "Ревель", стоявшей у пристани. В это время в "Ревель" угодил один их снарядов. На плавбазе возник пожар, пламя перекинулось и на ПЛ. Командир "Ревеля", чтобы оградить деревянную пристань, приказал обрубить швартовы. Горевшую плавбазу развернуло по ветру, и она навалилась на артиллерийский транспорт "Туман". Рядом оказалось посыльное судно "Гельма". Суда были охвачены пламенем.
Подводники быстро сбросили вы воду швартовы "Миноги",заведенные на борт "Ревеля". Но когда ПЛ дала ход, случайно намотался на винт стальной швартов. Тогда командир "Миноги" Ю.В.Пуарэ, дивизионный инженер-механик А.Н.Калинин с тремя моряками, прыгнув в шлюпку, взяли ПЛ на буксир и изо всех сил налегли на весла. Едва удалось оттянуть ПЛ "Минога" от горевших судов, как на "Тумане" раздался взрыв. Транспорт, плавбаза и посыльное судно почти одновременно затонули.
На помощь ПЛ поспешило вспомогательное судно "Бакинец". ПЛ "Минога" была отведена к одной из пристаней. Вскоре над заливом появился гидросамолет противника, который начал обстреливать корабли и сбрасывать бомбы. Открыв ружейно-пулеметный огонь, советские моряки отбили атаку этого самолета.
Ночью стало известно, что в 30-40 км от Форта-Александровского противник высадил морской десант. Вражеские корабли по-прежнему держались вблизи Тюб-Караганского залива. Командование флотилии направило против десанта сухопутный отряд, усиленный военными моряками, снятыми с кораблей. Командир ПЛ "Минога", потерявшей ход из-за намотавшегося на винт троса, получил приказ уничтожить ее. Но подводники решили спасти свой корабль. Коммунист рулевой старшина В.Я.Исаев вызвался освободить винт от стального троса. Работая в холодной воде, он проявил упорство и выносливость. Через 2 часа винт был очищен от троса, и ПЛ смогла дать ход. Тем временем вышедшая из залива ПЛ "Макрель" была обнаружена самолетом противника, подверглась бомбардировке, но невредимой ушла из-под удара. Появление ПЛ в море встревожило противника. В своем рапорте командир ПЛ "Макрель" писал, что неприятель, обнаружив ее, "повернул обратно, сосредоточив весь свой огонь на квадрате нахождения советской ПЛ, что спасло от полного разгрома находившиеся в гавани суда с минами заграждения и снарядами". Опасаясь торпедного удара ПОЛ, корабли противника поспешили уйти.
В этой сложной обстановке особенно отличился рулевой старшина Л "Макрель" М.В.Лашманов, стоявший на вахте на горизонтальных рулях. Он 8 часов подряд удерживал корабль на заданной глубине в условиях мелководья. По ходатайству командира ПЛ Г.А.Шредера и комиссара дивизиона С.Н.Наумова М.В.Лашманову за мужество и мастерство, проявленные в этом бою, был награжден орденом Красного Знамени. Г.А.Шредер в ходатайстве от 2 января 1924 г. о награждении М.В.Лашманова орденом Красного Знамени указывал: "По возвращении в форт выяснилось, что единственный на ПЛ помощник
Реноян от пережитых впечатлений сошел с ума, и на походе тов. Лашманову пришлось по моему приказанию заменить выбывшего помощника, что он блестяще и выполнил". Награждение В.В.Лашманова состоялось лишь в апреле 1928 г.
Пройти в Астрахань ПЛ "Макрель" не удалось из-за резкого спада воды на так называемом 24-футовом рейде, образованном дельтой Волги. Лодке пришлось задержаться на рейде. Вместе с ней находился речной буксир, вооруженный пулеметом. На ПЛ "Макрель" оставалось всего 6 человек, включая командира и комиссара. На протяжении недели подводники успешно отражали атаки самолетов противника и парусно-моторных лодок - "рыбниц", вооруженных торпедными аппаратами. Только с подъемом воды, сняв с ПЛ часть механизмов и откачав балласт, моряки сумели с помощью буксира привести ПЛ "Макрель" в Астрахань. Благополучно дошла до Астрахани и ПЛ "Минога".
Балтийские подводники, выполняя задание Ленина, действовали на Каспии решительно и самоотверженно. Экипажи ПЛ почти полностью состояли из коммунистов и им сочувствующих.
На ПЛ "Минога" 10 подводников были коммунистами, 8 - сочувствующими и только 2 - беспартийными. Экипаж ПЛ "Макрель" состоял из 9 коммунистов, 8 сочувствующих, 2 беспартийных.
Командовал дивизионом ПЛ (и одновременно ПЛ "Минога") Ю.В.Пуаре. Комиссаром дивизиона был коммунист моторный старшина С.Н.Наумов, комиссаром ПЛ "Минога" -коммунист В.И.Жуковский, комиссаром "Макрели" - коммунист И.В.Кельнер.
Комментариев нет: